Как Нацбанк решил вычислить «идеальную» стоимость денег

Стоимость денег – величина переменная, и определить ее с микронной точностью вряд ли вообще возможно. И когда Нацбанк снижает или повышает базовую ставку, он ставит любопытный эксперимент

Итак, новости с финансового фронта. Национальный банк вот уже в четвертый раз с начала года снизил базовую ставку. Он несется словно на всех парусах к своей мечте, когда деньги наконец получат адекватную стоимость, банки начнут активно кредитовать предприятия, а экономика – демонстрировать устойчивый и впечатляющий рост.

Изменение базовой ставки – это всегда квинтэссенция ожиданий, предположений, опыта, риска и пр. И, увы, не всегда со знаком «плюс».

И хотя иногда кажется, что это чистая математика, но это не так. Хотя бы потому, что можно смотреть на одни и те же события под разным углом зрения.

нацбанк рк

Что хочет сказать Нацбанк?     

Прежде всего то, что ситуация в экономике постепенно улучшается.

Во-первых, годовая инфляция снижается – в мае она составила 6,2%. Причем, снижение демонстрируют все компоненты инфляции – продовольственные и непродовольственные товары и услуги населению.

Но здесь риски. В основном, как считают в Нацбанке, эти риски внешние, глобальные. Растут мировые цены на продовольствие – это риск номер один. Индекс мировых цен на продовольствие в апреле вырос на 2,7% в годовом выражении. Растут цены на зерновые и молочные продукцию.

Риск номер два – импорт инфляции со стороны стран-партнеров. Пока текущие уровни инфляции в этих странах находятся ниже своих целевых значений, «однако потенциал их дезинфляционного эффекта постепенно исчерпывается». Тревогу добавляют прогнозные оценки на среднесрочную перспективу.

Во-вторых, «продолжилось благоприятное влияние со стороны мирового рынка нефти, наблюдавшееся с начала 2018 года. Цена на нефть в среднем формируется на уровне, близком к 70 долларам США за баррель». В общем, нефть – это наше все. Будет нефть, будет жива экономика и мы с ней.

Аналитики Нацбанка словно кстати отмечают в этом же контексте положительных влияний то, что в экономике Казахстана с начала года наметился тренд на увеличение потребления домашних хозяйств. Понимаете, два года снижались реальные денежные доходы населения, а тут немного начали расти, и сразу же трансформировались в потребление. Для банкиров это хороший знак: как следствие, увеличится потребительское кредитование.

Что еще хочет сказать нам регулятор? Что он действует правильно, снижая базовую ставку.

Однако прогнозы он строит неблагоприятные. Внешние риски пугают его, и он дает понять, что дальнейшее снижение базовой ставки в текущем году вряд ли возможно.

Чего так испугался Нацбанк

Аналитики тут же обратили внимание на то, как сильно изменялась позиция Нацбанка. Еще в апреле он оценивал влияние внутренних и внешних фундаментальных факторов как положительное и намеревался «продолжать в 2018 году политику постепенного снижения базовой ставки». Но последнее заявление о том, что «замедлившееся снижение фактической инфляции, а также возросшая вероятность реализации проинфляционных рисков, как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, ограничивают Национальный Банк по дальнейшему снижению базовой ставки в текущем году» — окатывает, как холодный душ.

«Процентная политика регулятора с начала текущего года характеризовалась активным снижением базовой ставки, направленным, по всей видимости, на стимулирование экономического роста и повышение доступности заемных средств. Данным решениям также благоприятствовало продолжение замедления инфляции (до 6.2% в мае против 7.1% в декабре). Поэтому в свете предыдущих действий и заявлений регулятора, текущее снижение базовой ставки было вполне предсказуемым», — считают аналитики инвестиционного банка Halyk Finance Эльмира Арнабекова и Мурат Темирханов.

Однако в начале июня регулятор практически разворачивается на 180 градусов.

«Резкая смена риторики в июньском пресс-релизе нам недостаточно ясна. Как указывает НБРК, риски ускорения роста цен затрагивают все три основные факторы инфляции: инфляцию предложения («повышение мировых цен на продовольствие»), инфляцию спроса («рост внутреннего потребления на фоне повышения потребительского и инвестиционного спроса»), так и импорт инфляции («импорт инфляции со стороны стран – торговых партнеров»). Кроме того, по мнению регулятора, выход разрыва выпуска в положительную зону также может оказывать слабое проинфляционное влияние», — рассуждают эксперты и особо акцентируют внимание на том, что «по сравнению с апрельским заявлением регулятора в этих факторах не произошло серьезных изменений»!

Да, риски ускорения инфляции импорта и предложения стали более выражены на текущий момент. Но данные опасения, считают аналитики, также имели место при предыдущем решении НБРК на фоне санкций против России, роста мировой инфляции.

Точно также рост внутреннего потребления, подкрепленный как восстановлением реальных доходов, так и потребительским кредитованием был присущ еще апрельскому снижению ставки, однако в прошлом он также не был освещен регулятором как потенциальный риск ускорения цен.

Эксперты приводят еще ряд сопоставлений и делают вывод о том, что они не видят серьезных причин усиления данных рисков за 2 месяца (с предыдущего заседания НБРК), что заставило бы пересмотреть взгляды регулятора по дальнейшему снижению базовой ставки до конца 2018 года.

Они уверены в том, что «необходим и важен более плавный переход в риторике Национального банка, что могло бы повысить прогнозируемость его действий и принятий решений на основе доступной информации участниками рынка».

Что касается ситуации в экономике, то Эльмира Арнабекова и Мурат Темирханов оценивают ее не столь позитивно, как смотрит на нее Нацбанк: «Запуск кредитования на фоне уменьшения базовой ставки не происходит из-за слабого трансмиссионного механизма, сохраняющихся структурных проблем в экономике и отсутствия качественных заемщиков. Поэтому, за исключением продолжающегося роста беззалогового потребительского кредитования, эффект от текущего снижения, на наш взгляд, будет малозаметен».

Эти замечания можно трактовать как то, что Нацбанк в целом шел в правильном направлении, но вдруг чего-то испугался и решил вернуться обратно, совсем позабыв о своей красивой мечте…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.