Сергей МАСАУЛОВ – «Русские в Казахстане и Кыргызстане: Чем сердце успокоится?» — Русские в Казахстане и Кыргызстане находятся на распутье, на путевом камне, как в сказках, написана их судьба в зависимости от выбранного направления дальнейшего движения: направо пойдёшь…и т.д.
Действительно, живя в Казахстане или Кыргызстане уже в третьем и более поколении, русские испытывали себя неотделимой и неразделённой частью русского народа, но с азиатскими культурными традициями. Абсолютно естественным стало ходить в гости и принимать у себя дома друзей — казахов или кыргызов. Праздновались вместе, по-соседски праздники, включая Наурыз-Нооруз, Рождество и мусульманские знаменательные дни. Многие русские легко овладели набором бытовых и общепринятых фраз на языках народов Центральной Азии. Русские в Центральной Азии, и эмигрировавшие на историческую Родину, тем не менее сохраняют некоторые центральноазиатские обычаи, особенности бытового уклада, своеобразие предпочтений в еде и т.п. И это естественно, т.к. жизнь проходит в ареале определённого культурного своеобразия, отличающего один регион от другого. И все жители данного региона неизбежно принимают на себя черты этого своеобразия. Поэтому ничего удивительного в том, что русские, приехавшие в Россию из Казахстана или Кыргызстана, имеют определённые отличия в менталитете, как сейчас принято говорить.
Для населения российской глубинки они долгое время будут оставаться «казахами» и «кыргызами». И это так, ведь в рязанской деревеньке, вдали от областного центра приехавшие из Кыргызстана русские варят бешбармак на праздники, делают манты, стараются разнообразно использовать подаваемые к столу овощи и зелень. А в праздники поют песни своей прежней Родины. Это не просто образ, а зафиксированное в исследованиях явление.
Наиболее точно это можно было определить, как наследие земли, где они прожили большую часть жизни.
Ведь никто не оспаривает, что есть люди, для которых «своими» являются все представители человечества. Так мыслили Ч. Айтматов и М. Ауэзов. Но есть также и те, кто «чужих/иных» видит уже за окраиной своего села. От таких людей и культуры стараются уехать подальше.
Насколько способны национальные элиты, находящиеся у власти в Казахстане и Кыргызстане выстроить политику включающего, а не исключающего, наследия – вот вопрос на который ждут ответа русские. В зависимости от ответа на этот вызов сложится судьба не только русских, но и формат суверенной национальной государственности Казахстана и Кыргызстана.
Асель ИХСАНОВА — «Быть ли казахорусу?» — У русских в Казахстане сложилась ментальность, отличная от российских русских. Это однозначно. Тому подтверждение – сложная социализация казахских русских в России. Таких историй достаточно. Немало примеров и когда казахские русские возвращаются в Казахстан, не сумев адаптироваться к действительности российского общества. Другое подтверждение – иммигрировавших из Казахстана в России называют казахами. Так кто он казахский русский? Чем он отличается от российского русского? Можно ли говорить, что это разность основывается на культурных и мировоззренческих особенностях?
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» — Нас, на мой взгляд, особенно характеризуют открытость, позитивное отношение к казахам и другим этносам, принятие ряда их материальных и духовных ценностей. Так, в детстве слушаем и читаем казахские сказки. С интересом смотрим многие казахские фильмы. С удовольствием едим баурсаки, бешбармак, казы и т.д. Имеем широкий интернациональный круг общения.
В то же время в своем большинстве здешние русские не владеют казахским языком. У каждого, конечно, на это есть свои причины. Но в целом здесь сказывается фактор русскоязычной среды, которая стала естественной и привычной для многих казахстанцев.
И жизненный опыт, и всевозможные научные исследования показывают, что русские, живущие долгое время в Казахстане и других странах, то есть вне исторической родины, осознанно или неосознанно преуспевают в сохранении и развитии родного языка и культуры. Именно это, по моему мнению, наиболее всего выделяет нас в России, особенно в ее глубинке. Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе, чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т.д.
Кроме того, в политическом отношении лояльность большой части россиян к своей центральной власти обусловлена преимущественно внешними факторами. Там наблюдается консолидация вокруг властей под воздействием экономических санкций, всевозможных политических и военных демаршей со стороны Запада. В Казахстане же русские в большинстве лояльны к руководству страны вследствие проводимой им политики поддержания межэтнического и межконфессионального согласия.
Петр СВОИК — С одной стороны, можно согласиться и подтвердить, что казахстанские русские имеют несколько иной менталитет, чем российские русские. Но я бы это назвал вторичным признаком. А первичным это то, что казахстанских русских, русских-русских и казахстанских казахов — это большая часть городских, со всеми остальными обитателями России, объединяет общая культура, общий язык, общее информационное пространство. И в этом смысле некая особенность казахстанских русских она почти такая же, как особость дальневосточных русских или кавказских русских и дальневосточно-украинских русских.
Поскольку в Казахстане государственность во многом по факту выстроена на этническом принципе, есть на иной взгляд, некое раздвоение принятие у русских Казахстана как страны проживания, своей родины и как государства. Как страна проживания, если ты здесь родился это действительно твоя страна, комфортно здесь жить в сообществе с казахами. А вот на счет государственности есть нюансы. Это скорей все-таки не наша государственность, это казахская государственность. Тут есть некое различие.
Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае тот, кто живет в Казахстане постоянно, хорошо знает казахский и достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт как бы не осознанно, это факт, как и казахи во многом русифицируются по культуре, по обрядам. Тут есть некий симбиоз.
Денис КРИВОШЕЕВ — Если говорить о ментальном отличии русских Казахстана и России, важно понимать, что и в России они не однородны и у них отличается не только говор, но и восприятие происходящих событий, от региона меняется чувство защищенности, уверенности или перспективы. Никто же не ставит вопрос отличаются ли корейцы в северной и южной Кореи, а как они отличаются от корейцев выросших в Казахстане? Разве есть возможность у русских в Казахстане высказать свое мнение открыто? Но и вступать в конфронтацию ради того, чтобы называть вещи своими именами никто не собирается.
Все это больше похоже на попытку цивилизованного развода. Конечно, есть и те, кто связывают свою жизнь и будущее своих детей с Казахстаном, и они выстраивают соответствующие стратегии, для того, чтобы максимально эффективно срастись со страной. К сожалению, кризис, повлекший за собой тотальное обнищание, сократил список причин, которые делали бы страну желанной, но для многих и этого достаточно.
Очевидно, что в обществе нарастают антирусские настроения. Сеть просто поражена антироссийскими высказываниями, любой голос, призывающий к более взвешенным оценкам, подвергается обструкции. Как и предполагалось, Евразийский экономический союз только усилил эмоции. Импорт инфляции, эхо санкций, при этом он не дал доступа к рынкам, чтобы явно компенсировать нежеланные последствия интеграции. Высказывания становятся все более жесткими. Все чаще поднимаются вопросы из совместной истории и предопределения. Исход русских и русскоязычных будет количественно только прирастать. Последними анклавами в этих процессах будут северные регионы и Алматы, и во всех остальных регионах количество русских будет стремительно сокращаться. Уже есть области, в которых их доля стремиться к нулю. Пик этих процессов придется на 2022 год.
Руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим КРАМАРЕНКО — Современные русские Казахстана условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто родился в СССР, которые с ностальгией вспоминают времена, когда русские были старшим братом. Не потому, что жилось лучше, а потому, что ощущали себя более востребованными в социальной жизни, более ответственными за все, что происходит вокруг. Казахстан не зря называли лабораторией интернационализма. Коллективы, целые города были супер разноязычные. И это формировалось веками, сюда и сбегали от барщины, и ссылали, и отправляли по комсомольским путевкам, взять хотя бы Целинную эпопею. Эта группа болезненно воспринимает тенденции этнократизма в развитии Казахстана. Многие из них уже уехали, остались те, кому ехать некуда – это те, кто здесь родился и вырос. А также, кто привык к климату, природе.
Вторая группа это те, кто родился в суверенном Казахстане, а точнее в конце ХХ века и до настоящего времени. Они воспринимают все происходящее как данность, лишены синдрома «старшего брата», но слишком медленно воспринимают позицию представителя национального меньшинства. Политически менее активны, чем их родители, предпочитают заниматься бизнесом.
И в третьих, в силу отъезда русских за все эти годы в Казахстане формируется более гомогенная этносреда. Появились те, кто пытается интегрироваться в эту новую этносреду. Это молодые русские, близкие к элите районного и городского масштаба, имеющие родственные связи в казахской среде.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.