В Казахстане норма о невозвратных билетах действовала до 2016 года, однако была отменена законом РК «О защите прав потребителей», в котором говорилось, что в случае, если пассажир захочет вернуть билет до вылета, продавец обязан вернуть более 70% от его стоимости.
Два года назад перевесило лобби прав потребителей. Теперь чаша весов – на стороне авиакомпаний. В этот временной отрезок их лобби оказалось влиятельнее.
***
О том, что авиакомпаниям Казахстана вновь разрешат продавать невозвратные билеты сообщил пресс-служба национальной палаты предпринимателей РК (НПП) «Атамекен».
Закон «О защите прав потребителей» вновь будет перекроен, и практика продажи недорогих невозвратных авиабилетов вернется.
«Невозвратный авиабилет – это билет, который пассажир не может вернуть после покупки на тот или иной авиарейс. Стоимость таких билетов дешевле, так как все риски по отказу от перевозки берет на себя пассажир», — поясняют защитники прав предпринимателей.
Понятно, в чьих интересах это будет сделано. В первую очередь – в интересах перевозчиков. Для которых «такая норма была невыгодна и ставила в неравную конкуренцию с международными перевозчиками, поскольку невозвратные билеты – мировая практика». И уже во вторую очередь, в интересах потребителей, которые жаловались на «неудобства», так как они лишились возможности приобретать авиабилеты по более низким ценам.
Все это – изящество словесности, формулировки, которые, как дышло – можно повернуть в любую сторону.
***
Понятно, что продавать невозвратные билеты для авиакомпаний очень выгодно. И да, это мировая практика, это мировой маркетинг, который все чаще берет верх над защитой потребителей. Так устроен мир – бизнес превыше интересов людей.
Авиакомпании, продавая часть мест в своих самолетах по низким тарифам, таким образом не только гарантируют себе выручку, но и получают хороший доход, так как у них появляется возможность «перепродавать» авиабилеты. Есть даже статистика, которая свидетельствует о том, что 15-20% людей, которые купили невозвратные авиабилеты, не являются на регистрацию рейса или отказываются от путешествий – исключительно по личным причинам.
Форс-мажоры, когда количество пассажиров с билетами гораздо больше, чем вместимость самолета, конечно, случаются, но такие случаи редки. В конце концов, авиакомпании быстро выходят из ситуации, предлагая пассажирам лететь более высоким классом, чем оплачено, или предлагают «лишним» пассажирам лететь следующим рейсом и предоставляют отель.
***
Для пассажиров дешевые авиабилеты – это, конечно, больше благо, чем зло. Если эти билеты действительно дешевы. В Казахстане, увы, это не всегда так. Авиакомпании присваивали статус невозвратного тарифа едва ли не 80% авиабилетов, включая не только эконом-класс. Как-либо регламентировать этот вопрос, а тем более – проконтролировать его нереально – каких-либо предписаний в этой области, видимо, вообще не существует. И, конечно, если Казахстан возвращает свободу авиакомпаниям в тарифной политике, то нужно определить и четкие правила по формированию этих тарифов. И все-таки здесь тоже нужно установить контроль.
***
Итак, главным лоббистом возвращения невозвратных авиабилетов выступила НПП, которую казахстанские авиакомпании просто забросали письмами и просьбами посодействовать в вопросе и изменить законодательство.
И вот, он, результат: «подписанный недавно законопроект по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности внес изменения в закон «О защите прав потребителей». Таким образом, практика невозвратных билетов возвращена, конкретная сумма в случае возврата теперь может прописываться в договоре (в зависимости от тарифа)».
В общем, авиакомпании получили карт-бланш. Они вновь могут предлагать невозвратные тарифы и таким образом выстраивать, по определению НПП, «более гибкую ценовую политику и вернут в равные конкурентные условия с иностранными авиакомпания в борьбе за пассажиров».
Правда, неясно, где же находится это поле битвы – отечественные компании обслуживают лишь чрезвычайно ограниченное количество международных рейсов, и рейсов настолько мало, и география полетов настолько узка, что конкуренция существует скорее среди пассажиров за билеты, чем конкуренция между казахстанскими авиаперевозчиками и иностранными. Опять – изящество словесности…
***
Безусловно, в возвращении невозвращаемого заинтересованы не только авиакомпании, но и сервисные компании, которые на своих электронных площадках продают билеты, и турагентства, которых закон обязывал возвращать полную стоимость турпутевок. Теперь они защищены законом и не будут нести убытки. Все риски, таким образом, ложатся исключительно на потребителя.
За привилегии нужно платить. Иногда очень дорого…
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.