«Как Белка прославила Казахстан на весь мир»

Сетевые СМИ о соломенной белке в Алматы

Татьяна КУАН — «Скульптурный шок» — 12-метровая скульптура соломенной белки не простояла в Алматы и недели, а горожане уже собирают подписи под требованием ее демонтажа. Арт-объект британского художника Алекса Ринслера вызвал бурю негодования по двум причинам: одни считают гигантского зверька уж очень неэстетичным, другие возмущены дороговизной инсталляции.

В соцсетях развернулась целая кампания против соломенной белки, установленной у входа в выставочный центр «Атакент». Инициативная группа горожан даже опубликовала обращение к акимату с просьбой перенести неоднозначный арт-объект в более подходящее место: на Кок-Тобе или в зоопарк, а еще лучше вернуть в бюджет потраченные на ее строительство средства. Ведь скульптура обошлась Алматы в 23 млн тенге, 15 млн из которых – бюджетные, остальное – спонсорские средства. Для этого авторы письма предлагают продать «алматинскую Годзиллу», как прозвали поделку в соцсетях, на каком-нибудь зарубежном аукционе.

«Нам не нравится ни сама белка, ни то, что она олицетворяет со слов ее автора – зарубежного перформансиста, – говорится в обращении. – Надеемся, что вам известно, что она олицетворяет якобы беличью загнанность и уязвимость горожанина. Да, согласны, что нам не сладко жить в этом загазованном городе с бесконечными пробками и ДТП со смертельными исходами. Но с этой ужасной белкой-монстром мы себя никак не соотносим. Солома якобы использована в противовес городскому бетону и металлу. Но, согласитесь, что солома – это уже не живая, а засохшая природа. А нам в Алматы катастрофически не хватает именно живой природы и зелени».

белка алматы

К слову, работы британца Алекса Ринслера известны по всему миру. Массивные животные – его отличительный знак. Так, например, в Южной Африке он установил огромного жирафа, а в Китае – гигантскую лису. Известен Ринслер и тем, что спустя какое-то время сжигает свои творения. Этот факт особенно возмутил алматинцев.

«А к нам белочка пришла!» — Валерия ИБРАЕВА, искусствовед — Если арт-объект вызвал такие споры и такой отклик, это в любом случае хорошо. У нас очень любят официальное искусство. Памятник Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой не вызвал такой реакции общественности. А вот когда инициатива идет не от государства, то сразу появляется много комментаторов. Хотя строить смешные штуки в городе — это в любом случае здорово. И ни один из бронзовых батыров не вызвал таких дискуссий, как эта белка. Искусство должно волновать. Это главное.

Ольга НАСТЮКОВА – «Почему казахстанцы воспринимают в штыки все начинания власти?» — Алматинская соломенная белка ценой в 23 млн тенге на минувшей неделе побила по рейтингам все информационные поводы, отодвинув на задний план даже спасение детей в Таиланде, за которым, затаив дыхание, следил весь мир. 7 тонн металла, 4 тонны древесины и примерно столько же соломы разделили казахстанцев на два противоборствующих лагеря: тех, кому белка оказалась по нраву, и тех, кто назвал её китчем, раскритиковав в пух и прах.

Политолог Марат ШИБУТОВ состоит в общественном совете Алматы, созданном специально, чтобы люди обсуждали решения чиновников и участвовали в жизни города. Слушания открытые, но горожане к ним равнодушны. Приходят пенсионеры, группа гражданских активистов. Иногда появляются «крикуны», люди с явным психическим расстройством, сделавшие борьбу с произволом своей целью.

Двухлетний опыт общественной работы позволяет политологу сделать выводы: в Казахстане подросли «диванные войска», которые громко заявляют о себе только в социальных сетях. Их влияние на власть сильно преувеличено, говорит Шибутов, проводя параллели с верой в черную магию: кто-то в неё верит — и она действует. А если не верить, то и действовать не будет — В Facebook у нас постоянно разыгрывается драма из советского мультика «А Баба-яга против». Не надо ориентироваться на Facebook. Там сидит всего 450 тыс. человек на всю страну, а в городе живёт 1,7 млн человек. Facebook не представляет сам по себе особой ценности. Почему надо учитывать мнение его аудитории, а не аудитории Instagram или вКонтакте? Непонятно, — говорит политолог.

Специалист в области PR и маркетинга Ерлан АСКАРБЕКОВЭто вопрос не про искусство, а про то, что творится сейчас в нашем коллективном бессознательном.

Часто критикующий государство за провалы в коммуникациях с обществом, сейчас Аскарбеков не был столь категоричен. Он напомнил, что в диалоге участвуют две стороны. То, что власть поддерживает современное искусство как форму культурного досуга — большой плюс.

«Как Белка прославила Казахстан на весь мир» — Гигантская белка, которую установили в Алматы, неожиданно стала главным неполитическим информационным поводом прошлой недели. В казахстанских и зарубежных СМИ появилось более ста публикаций на эту тему.

Буквально за несколько дней работа Алекса РИНСЛЕРА стала настолько узнаваемой (теперь достаточно сказать: встретимся возле белки, и все сразу станет понятно), что на ситуацию мгновенно среагировали казахстанские PR-щики. Сразу целый ряд брендов начали использовать этот образ для рекламы в соцсетях: банки, торговые сети, рестораны. Около белки с утра до ночи тусовались любители селфи, приезжали молодожены. Массово размещаемые ими в соцсетях фотографии обеспечивали арт-объекту дополнительный промоушн. И, в конце концов, алматинская белка попала в ведущие мировые СМИ.

байбек белка

11 июля один из крупнейших информационных порталов — британский BBC News опубликовал новость о гигантской белке в Алматы. Журналисты рассказали и о самом арт-объекте, и о тех спорах, которые он вызвал в социальных сетях, заодно процитировав самых активных противников и поклонников скульптуры. Позже к ним присоединилась британская The Times, американцы из популярнейшей газеты New York Post и одного из ведущих телеканалов FOX News. Аудитория сайтов этих СМИ огромная – например, портал ВВС посещает около 430 млн человек в месяц, а сайт New York Post – около 90 млн человек. Публикации про алматинскую белку вышли в международных изданиях, а также в России (в том числе на телеканале «Россия»), Пакистане, Чехии, Республике Корея… Из городского арт-объекта белка превратилась во всемирный новостной повод.

Петр СВОИК – «Солома — на ветер» — Что интересно, Белочка перед “Атакентом” — это как бы первая ласточка. Уже есть и другие арт-объекты. И я вам скажу, по описаниям и названиям моя реакция исключительно положительная — пусть будет больше таких вставок в городскую среду! И 78 млн. тенге на это совершенно не смущают. Но почему тогда именно Белочка, с которой все и началось, у многих вызывает чувство не радости, а, как минимум, недоумения, если не неприятия? Конечно, ваш обозреватель ни разу не архитектор и не специалист по городскому дизайну, но мы с вами — горожане, и именно на наше восприятие должна быть направлена вся арт-затея. И вот, пытаясь для себя понять причины непопадания, я вспомнил… “Хан Шатыр” в другой столице, северной. Честно сказать, когда первый раз увидел — просто обомлел. Казахи — это юрта, шатер же — и конструктивно, и исторически — совершенно иное. В юртах Степь обживалась, а в шатрах завоевывалась. Но тогда что должен символизировать “Хан всех шатров” в столице казахского государства и как понимать накренившийся шпиль? Символ ли это астанинских ветров или намек на мужественное, но безуспешное сопротивление казахских батыров?

Ответ-то на самом деле простой — всемирно известному Норману ФОСТЕРУ все это даже невдомек, он представитель совершенно иной культуры и истории. Конструктивно — решил построить самый большой шатер в мире, а кто же у нас станет сомневаться в приоритетности английской мысли?

Так, похоже, и с Белочкой. У англосаксов и вообще у европейцев это вполне ходовой персонаж и фольклорно, и реально в городских парках, у нас же — вовсе нет. “Белка в колесе” — и все, пожалуй, больше нет этого зверька ни в сказках, ни в мыслях, ни на уличных аллеях. Наши животные — это волк и баран, медведь и лиса, верблюд и заяц, орел и беркут, но никак не белочка. Тем более высотой с четырех­этажный дом. Скорее всего, это и отвратило местное восприятие, несмотря на искренне европейское пояснение, что Белочка напоминает нам о совместном выживании в городской среде. Да нам бы самим выжить без этой чудовищной зверушки!

Почему мне показалось важным сказать о Белочке? Да потому, что заискивающая, извините, готовность подчиняться чужеродным образцам пронизывает и нашу экономику. Откуда, как вы думаете, накопительная пенсионная система, откуда упорное стремление внедрить страховую медицину, откуда покорность правительства перед монополистами и их тарифами? Это все решения, продиктованные иностранными “консультантами”. С той только разницей, что соломенную Белочку через полгода сожгут или просто уберут, а с кланяющейся чужестранцам экономикой мы так и останемся.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.