Кардинальная реформа МВД в Казахстане призрачна как туман

Проблема полицейских есть следствие общей парадигмы государственной экономической политики в Казахстане, а не неспособность министра Касымова управлять ведомством

Киль. 7 августа. КазТАГ – Игорь Киндоп. Шокировавшее всех убийство известного спортсмена, призера Олимпийских игр 2014 года Дениса Тена заставило казахстанское общество задать прямые вопросы власти и ее представителям. Основные претензии касаются качества работы министерства внутренних дел (МВД) и требований его реформирования. Это очевидные следствия этого резонансного преступления.

По-моему, корень проблемы лежит глубже, чем плохое качество работы стражей порядка. Проблема полицейских есть следствие общей парадигмы государственной экономической политики в Казахстане, а не неспособность министра Касымова управлять ведомством. Вполне вероятно, что верхушка МВД не способна что-либо сделать, потому что перед ними не стоит такая задача.

На мой взгляд, неспособность правительства обеспечить нормальное функционирование экономической системы является центральной причиной неработоспособности органов внутренних дел. На фоне снижения качества жизни правительство создает рабочие места в государственном секторе, не требуя от новых сотрудников эффективного труда.

Как извлечь выгоду из погон

Большое количество неэффективных сотрудников ведет к тому, что существующая трудовая компенсация полицейским и иным госслужащим не способна устроить эффективных сотрудников, которые уходят с госслужбы, но привлекает туда неспособных или аморальных личностей, которые или работают на зарплату, или извлекают собственную выгоду из погон. Это большая проблема.

Эта ситуация очень похожа на результаты работы Джорджа Акерлофа, за которую он получил Нобелевскую премию. Суть ее была в том, что при условии, что продавцы имеют больше информации, чем покупатели, возникает проблема. У продавцов нет мотивации продавать на рынке качественный товар по низкой для цене, если они могут продать плохой товар с большей удельной прибылью. В итоге некачественные товары вытесняют качественные и весь рынок коллапсирует, превращаясь в рынок плохих товаров. В переводе на нашу реальность это означает, что если два человека – честный и нечестный – получают одинаковую низкую заработную плату, то честный человек уходит на другую работу, а нечестный компенсирует низкую зарплату другими доходами.

полиция коррупция

С другой стороны, правительство неспособно сократить МВД или другие свои ведомства, потому что это приведет к росту социальной напряженности и безработицы, которая, как нам известно, должна оставаться на уровне 6%. Дело в том, что большинство полицейских не обладают никакой иной квалификацией, кроме умения проверять документы, называть пострадавших «терпилами» и задерживать участников митингов.

Доступные на сайте республиканского комитета по статистике данные за 2010-2018 годы позволят подкрепить этот вывод некоторыми цифрами. Численность занятых за 8 лет выросла на 6%, или на 509 тыс. человек. Простой анализ показывает, что за это время занятость по отрасли сельского хозяйства сократилась на 47%, или более чем на 1 млн человек. Это мы еще не говорим о самозанятых людях! И при этом численность безработных тоже упала – на 17%, или на 88 тыс. человек. То есть представьте себе, каждый второй человек в сельском хозяйстве за последние 8 лет потерял работу, а количество безработных упало. Это же нонсенс.

Численность занятых в отрасли образования выросла за 8 лет на 35%, или на 278 тыс. человек; в отрасли здравоохранения и социальных услуг – на 34%, или на 124 тыс. человек; в отрасли «государственное управление, оборона, обязательное социальное обеспечение» — на 28%, или на 105 тыс. человек. Сравним эти данные с данными самой простой отрасли – «оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов». Численность занятых в этой сфере выросла на 165 тыс. человек за последние 8 лет, но этот прирост составил лишь 13,5% к численности на первый квартал 2010 года.

До народных бунтов остается один шаг

Если рост услуг образования и здравоохранения можно оправдать появлением новых коммерческих предприятий, которые оказывают услуги населению, то рост численности занятых в сфере государственного управления на 34% нельзя оправдать ничем – он вызван исключительно экстенсивным расширением количества работников. Предположительно — за счет тех людей, которым нечего предложить на рынке труда для коммерческих предприятий.

Безусловно, правительство обеспокоено такой ситуацией и ему необходимо что-то делать, чтобы не допустить бурления масс, не допустить революции, голодных бунтов и прочих крайне неприятных для властей вещей. Поэтому правительство расширяет штат государственных служащих и принимает на работу все больше и больше людей. Но, во-первых, одному Богу ведомо, чем занимаются на работе эти люди. А, во-вторых, деньги налогоплательщиков уходят на социальную благотворительность, а не на улучшение социальной инфраструктуры и повышение качества жизни. Такие выводы могут быть достаточно спекулятивны, но исследования эффективности и производительности труда по сектору государственного управления не проводятся.

Куда же перетекли 1,5 млн занятых, созданных естественным приростом и сокращением отрасли сельского хозяйства? На долю государственных или квазигосударственных отраслей, рассмотренных выше, приходится примерно 500 тыс. человек. Еще полмиллиона распределились между отраслями: оптовой и розничной торговли, транспорта и складирования, «профессиональной и научной деятельности» и «деятельности в области административного и вспомогательного обслуживания». И, наконец, оставшаяся экономика страны поглотила оставшиеся полмиллиона официальных наемных работников.

Отсюда следует простой вывод: правительство Казахстана не будет реформировать систему министерства внутренних дел в краткосрочном периоде, потому что это лишит средств к существованию огромное количество людей, выдавленных из села и которым нет места в полугосударственной экономике Казахстана. Правительство Казахстана очень не хочет повторения событий, аналогичных тем, что случились в Жанаозене, потому что оно умеет их решать только проверенным большевистским способом.

Вся проблема заключается именно в полугосударственной экономике Казахстана и сращивании государственной власти с крупным капиталом. Уже очень давно власть и крупный капитал стали синонимами на всем постсоветском пространстве. Дело уже даже не в том, что монополия на капитал приводит к классовой вражде и критическому неравенству в обществе, о чем и свидетельствует убийство спортсмена. Главная проблема в том, что концентрация капитала в руках власти препятствует появлению в стране среднего класса, а только средний класс имеет желание, компетентность и потребность рисковать и развивать предпринимательство и экономику.

Посадите трех друзей и победите коррупцию

Загвоздка в том, что желание участвовать в развитии среднего класса означает, что необходимо ограничить непрерывное обогащение олигархов и близких к власти людей. То есть реализовать знаменитое изречение, которое приписывается сингапурскому лидеру Ли Куан Ю: «Хотите побороть коррупцию? Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

мвд коррупция

 

Мы все прекрасно знаем слова президента Нурсултана Назарбаева о том, что каждого бизнесмена можно отвести за руку в прокуратуру. Но отводят туда только оппозиционеров, в то время как крупнейшие банки страны не скрывают своей аффилированности или с семьей президента, или с семьей руководителя администрации президента, или с командой бывшего руководителя администрации президента.

Во-вторых, необходимо сформулировать правила игры, которые будут одинаковы для всех участников рынка и будут гарантированы судом. Очевидно, что это произойдет не скоро, потому что верить в непредвзятость судебных решений сегодня очень сложно.

В-третьих, правительству необходимо понимать, в какой точке пространственно-временного континуума оно находится. Все эти планы, концепции и стратегии бесполезны, пока общество, бизнес и правительство не достигли консенсуса о том, какую фазу цикла проходит экономическая система. Как только это понимание будет достигнуто, можно начинать разговор о мерах экономической политики по управлению спросом и предложением. То есть развивать экономику с помощью научного подхода, а также давным-давно разработанных механизмов и рекомендаций.

Все эти меры, в свою очередь, будут способствовать решению кризиса на рынке труда, способствовать перераспределению рабочей силы не в государственные органы, а в сферу производства или услуг.

Таким образом, реформирование государственной службы и МВД может быть проведено только тогда, когда высвободившаяся рабочая сила найдет себе применение в коммерческом секторе или превратится в свободных предпринимателей. В противном случае, десятки тысяч полицейских начнут встречать прохожих поздно вечером, но уже без служебного удостоверения. Поэтому смерть спортсмена должна привести к более серьезным реформам, чем перестановки в МВД, иначе она останется лишь крайне неприятной, трагичной случайностью на пути к еще большим потрясениям.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.