«Посыпалось. Как рушится «лучшая в СНГ» банковская система» — Расул РЫСМАМБЕТОВ, финансовый аналитик — Думаю то, что сейчас происходит в банковской системе Казахстана, можно назвать как кризисом, так и оздоровлением. Мне кажется, не бывает отдельно происходящего банковского кризиса, есть банковский кризис как часть общего экономического. Поэтому ситуация в банковском секторе отражает кризис экономической модели развития. Да, первое полугодие 2018 года страна закончила с ростом около 4%. Однако теперь нам придется бороться за каждый процент роста.
Нацбанк и без стресс-тестирования знал, какие проблемы у того или иного банка. Банки сдают важные виды отчетности вечером каждого рабочего дня. Поэтому при должном внимании Нацбанк может видеть все.
Другое дело, что за каждым банком стоит акционер, который раньше мог зайти к регулятору и попытаться «решить вопрос». Именно этим объясняются неоднократные высказывания президента страны в защиту независимости председателя Нацбанка от политического давления. По моим данным, НБ РК провел подобие стресс-тестирования, чтобы уточнить какие-то детали. Но в целом регулятор знал о проблемах. Проблема была в том, что у него не было рычагов беспристрастного давления. Сейчас они есть, именно поэтому мы видим, как закрываются один банк за другим.
Асет НАУРЫЗБАЕВ, финансовый аналитик — Проблемы банковского сектора — в плохом качестве заемщиков. Этому есть несколько причин. Первая — низкая экономическая активность, снижение спроса. Вторая — высокие процентные ставки, которые отнимают у бизнеса большую часть прибыли. Третье — плохая структура денежного рынка, на котором имеется избыток коротких денег и огромная нехватка длинных. Вторая и третья причины полностью управляются денежно-кредитной политикой.
Нацбанк загнал банки в прокрустово ложе регуляторных требований. Очень плохо, что Нацбанк после каждого случая дефолта фактически запрещает тот или иной вид кредитования, навешивая избыточные требования по формированию провизий. Мне кажется, банки сами должны следить за своим портфелем. Другое дело, что и отвечать они должны сами — банкротством, например. Тогда и не пришлось вливать $10 млрд в банковскую систему. «Все средние и небольшие банки потихоньку «схлопываются»» — В кулуарах Мажилиса Парламента РК депутат Азат ПЕРУАШЕВ поделился мнением о ситуации в банковском секторе РК — «Все идет к тому, что весь банковский сектор будет состоять из нескольких участников. Все средние и небольшие банки потихоньку «схлопываются» по тем или иным причинам. Я не хочу говорить конкретно о «Банке Астаны». В целом, мы видим, что банковская система сегодня находится в ступоре».
Мажилисмен напомнил, что до 2007 года банки привлекали средства с внешнего рынка, и эти средства шли на финансирование экономики, на кредитование бизнеса — «Сегодня они берут государственные деньги. Эти же деньги они даже не вкладывают в экономику. На эти деньги они берут государственные ценные бумаги. На процент с ценных бумаг живут. То есть даже получаемые от государства деньги не поступают в экономику, не вливаются в бизнес, не создают добавленную стоимость». Денис КРИВОШЕЕВ – «Особые предпочтения Национального банка» — Последние пару лет все проблемы у банков начинаются приблизительно одинаково. Сначала гуляют слухи, потом появляется слив в иностранных СМИ, ну а потом все складывается по-разному. В одном случае отзывают лицензии, в другом спасают, причем как нет двух одинаковых банков, так нет и двух одинаковых способов спасения. При этом совершенно не ясно, чем руководствуются финансовые власти страны, выбирая методы и того, кому следует помогать, а кому — нет. Не будем слишком далеко ходить, пять банков оказались в красной зоне за короткий промежуток времени — и какая разная судьба! Давайте вспомним: RBK bank, Qazaq bank, «Эксимбанк», Astana bank и «Цесна банк». Да, есть те, кто крупнее, есть, кто поменьше, есть системообразующий банк, но со стороны государства разве должно пропагандироваться неравенство? Либо ты спасаешь систему в целом, либо не спасаешь никого…
Акишев фактически застрелил Qazaq bank, «Эксимбанк» и Astana bank, у которых даже суммарно проблем куда меньше, чем у «Цесны»…
Последним сигналом, который считал рынок, стало возращение в бизнес основателя корпорации, куда входит банк «Цесна» Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА. Достаточно долгое время он официально был не у дел, а служил отечеству, пройдя путь от акима города до главы администрации президента. Его выход на пенсию должен был расцениваться как политическая гарантия того, что финансовый институт будет удержан на плаву. Причем сразу стало понятно, что на поддержку будет брошена вся мощь государственной машины. Алексей НИКОНОРОВ — ««С миру по нитке»: Цеснабанку помогают Нацбанк, правительство и акционеры» — 5 сентября стало известно, что Цеснабанк вновь получил деньги от Нацбанка. Как сообщил Bloomberg, ему было предоставлено 150 млрд тенге. Однако неясно на каких условиях и в какой форме – сделка не является публичной. Но то, что она произошла, агентству подтвердили четыре источника.
6 сентября на Казахстанской фондовой бирже прошли торги облигациями банка. Цеснабанку удалось привлечь в общей сложности 18,6 млрд тенге под 12% годовых. Кто стал покупателем долговых бумаг – не сообщается. Но известно, что спрос на них был со стороны единственного участника.
12 сентября было объявлено, что Цеснабанк будет продавать не только облигации, но и акции. На сайте Казахстанской фондовой биржи опубликован документ, в котором отмечается, что банк готов продать 17,65 млн простых акций по 2000 тг за штуку. Предполагаемая сумма сделки составит 35,3 млрд тг.
Тема получила развитие спустя всего три дня. 14 сентября вышло совместное заявление правительства РК и Нацбанка, в котором говорится о новых мерах дополнительной поддержки аграрного сектора — «В рамках этой работы правительство и Нацбанк прорабатывают механизм выкупа портфеля сельскохозяйственных кредитов у Цеснабанка на сумму 450 млрд тг. Это позволит обеспечить финансовое оздоровление предприятий агропромышленного сектора — заемщиков банка, а также усилит финансовую устойчивость Цеснабанка. Акционеры Цеснабанка примут участие в оздоровлении заемщиков за счет собственных средств путем докапитализации банка».
14 сентября в банке сменился председатель правления: Цеснабанк возглавил Ульф ВОКУРКА, ранее занимавший аналогичный пост в Kazkom. Толеутай РАХИМБЕКОВ — «Сельскому хозяйству нужен «Агробанк»» — Совместное Заявление Правительства и НацБанка, затрагивающее интересы не только «ЦеснаБанка», но и всего АПК и сельского хозяйства. Довольно редкое явление и, вместе с тем, очень интересное. Интересное, как с политической, так и с экономической стороны.
Редкое по своей своевременности. Если не приняли бы меры сейчас, то к следующей посевной сельское хозяйство, возможно, ждал бы коллапс. Конечно, кредитами банков пользуются всего несколько сотен сельхозтоваропроизводителей (СХТП). Но все они крупные и средние, в которых заняты сотни тысяч сельчан. Так вот, именно эти сотни тысяч людей могли остаться без работы.
Говоря, что Заявление интересно с политической точки зрения, я рассматриваю его как ответ неким диванным «политологам», поспешившим «списать» экс-Руководителя АП А.Джаксыбекова и усмотревшим конспирологический повод его увольнения в виде трений с НацБанком. Заявление подтверждает, что он остаётся в обойме и нам остаётся только пожелать Адильбеку Рыскельдиновичу доброго здравия и успехов. «Елена Бахмутова: «Я считаю, у нас много банков»» — На днях АО «Банк Астана» было лишено лицензии. Несколько недель назад с рынка ушли Эксимбанк и Qazaq Banki. В настоящее время на рынке Казахстана работает 29 банков.
Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена БАХМУТОВА в эксклюзивном интервью предположила, что Нацбанк Казахстана со временем будет вынужден провести селекцию банковского сектора — Я считаю, у нас много банков. Часть финансовых институтов имеют нишу, которая недостаточно устойчива, поэтому при любых внешних шоках, они не смогут их абсорбировать и будут вынуждены искать партнеров, просить у них помощи, так как маловероятно, что регулятор даст им поддержку, поскольку они не являются системнозначимыми. Нацбанк четко сказал, либо крупные, либо системозначимые институты могут рассчитывать на поддержку. Соответственно, банки, не относящиеся к этим категориям, либо должны консолидироваться между собой, что очень сложно, либо добровольно уходить…
Поэтому каждый БВУ должен определиться или это сделает регулятор, или это cделают сами акционеры. Конечно, хотелось бы, чтобы это сделали сами акционеры. Так, наверное, было бы менее болезненно для их клиентов. Но, скорее всего, регулятор будет делать селекцию…
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.