Пусть они уезжают, и остаются там, на Западе

В чем ценность «идеи Мусина»? В том, чтобы «утечку мозгов» сделать безвозмездной?

А не дать ли болашаковцам вольную?

Багдат Мусин, прославившийся, вернее, отлично распиаренный в то время, когда он возглавлял Казпочту, а затем чуть больше года работавший председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, сделал сенсационное заявление: «Мы должны позволить болашаковцам оставаться за рубежом».

Место для заявления выбрано вполне подходящее: Багдат Мусин с нешаблонным, надо отдать должное, мышлением, выступал на казахстанском технологическом форуме.

«Наши болашакеры, которые хотят оставаться за рубежом, мы им, кажется, должны позволить оставаться за рубежом. Но при конкретной коммуникации с нашими посольствами. То есть, чтобы он пошел и сказал, где он работает. Если он работает в высокотехнологичной компании – зачем его затаскивать сюда и привязывать на 5 лет работать в Казахстане?», — такой риторический вопрос сформулировал спикер.

болашак мусин вольная

Он отметил, что встретил много казахов, которые пытаются приложить свои знания в Силиконовой долине.

«У кого-то получается, у кого-то нет, но мы почему-то, когда думаем о поддержке предпринимателей, думаем о поддержке даже стартаперов здесь, в Казахстане, но не думаем о тех стартаперах, которые пытаются делать что-то на зарубежном рынке. То есть моя мысль о том, чтобы создать некое диджитал-посольство в Силиконовой долине и различных экосистемах, которое реально будет оказывать помощь тем ребятам, которые пытаются «двигаться» за рубежом, и объяснять им, что, в принципе, можно «иметь корни» в МФЦА, можно иметь зарегистрированную компанию в МФЦА», — сказал Мусин.

«Программа «Болашак» нацелена на то, чтобы генерировать интеллектуальное будущее поколение, но если это интеллектуальное будущее поколение, проучившись в американских топовых вузах, приезжает сюда и устраивается в наш government, где ему ломают все, ставят рамки и так далее, я думаю, от этого толку мало. Их надо отпускать, чтобы они проработали за рубежом, но они оттуда привезут хотя бы какую-то идею или организуют венчурный фонд, который нам будет помогать или будет примером для других казахстанцев», — добавил Багдат Мусин.

А потом вспомним о патриотизме

Любой стипендиат «Болашак» берет на себя обязательство: отработать определенное время в государственных органах или квазигосударственных компаниях Казахстана. Как правило, срок отработки составляет 5 лет. Но он может быть снижен до 3 лет, если обладатель престижного зарубежного диплома пожелает уехать из центра в регион.

Никаких исключений не существует. Но предоставляется отсрочка, если, например, болашаковец сам или его супруг/а продолжает обучение или проходит стажировку за рубежом, если его супруг/а являются государственными или военными служащими, направленные на временную работу или прохождение службы за рубежом. Еще есть одно основание для женщин, в случае беременности, а также при наличии на воспитании ребенка (детей) в возрасте до трех лет.

Казалось бы, порядок совершенно справедлив. Государство тратит немалые средства, чтобы обучить молодежь за рубежом, и оно вправе рассчитывать на то, что эти инвестиции в человеческий капитал принесут в будущем реальную пользу стране.

Но Центру международных программ (ЦМП) идея Мусина, кажется, пришлась ко двору. Там пообещали подумать.

Советник президента АО «Центр международных программ» Кайрат Абуов так и сказал: «Его мнение будет в любом случае учтено, решение будет принято коллегиально с уполномоченными органами».

Ничто не смутило советника. А ведь это очевидные вещи. Если у молодого специалиста есть потенциал, который наверняка не будет востребован или адекватно оценен на родине, то, конечно, нужно оставаться за рубежом. С другой стороны, тот, кто добивается там успеха, начинает выстраивать карьеру и видеть отличные для себя перспективы – тот вряд ли когда-нибудь вернется в Казахстан.

болашак мусин вольная

Но представлять болашаковцев как охотников за идеями, чтобы затем привезти их в свою родную страну – наивно. Тут даже воззвания о патриотизме не помогут…

Пусть остаются, в самом деле, о чем мы? Но обязательно возместят все деньги, потраченные на них из бюджета.

P.S. Сейчас, по крайней мере, контроль за тем, как обустраиваются болашаковцы, ведется. И те, кто не закончил учебу, был отчислен, или не вернулся в страну, должны возместить деньги, потраченные на них из бюджета. В 2016 году ЦМП сообщал, что с 2005 года невозвращенцев – 155 человек, их долг – около 1,9 млрд. тенге. Удалось ли истребовать эти деньги, господа из ЦМП?

Самые знаменитые болашаковцы

 

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.