Издание ERR News опубликовало статью под названием «Ratas on official visit to Kazakhstan» — «Ратас находится с официальным визитом в Казахстане».
В предисловии к ней говорится так: «В воскресенье премьер-министр Юри Ратас отправился в столицу Казахстана Астану, где он примет участие в церемонии открытия Международного центра ИТ-стартапов Astana Hub, объединяющего компании и инвесторов. Ратас также встречается с президентом Нурсултаном Назарбаевым, а также со своим казахстанским коллегой».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Премьер-министра сопровождает делегация представителей 25 эстонских компаний, говорится в выпущенном правительством в воскресенье пресс-релизе. Они заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями в Казахстане в области транспорта и логистики, переработки отходов, электронных услуг и других отраслей.
У Казахстана самая крупная в Центральной Азии экономика, и эта республика является важным стратегическим партнером Европейского Союза. По словам Ратаса, эстонские предприниматели проявляют «значительный интерес» к казахстанскому рынку, и, хотя товарооборот между двумя странами немного увеличился за последние несколько лет, показатели экономического сотрудничества в целом все еще представляются довольно скромными».
Против Эстонии так же, как против двух других бывших прибалтийских советских республик, Латвии и Литвы, ничего не имеем. Абсолютно ничего. Просто беспокоит другое. То, что ЕС, характеризуя Казахстан как своего важного стратегического партнера, фактически имеет в виду приспосабливание нашей страны, ее сырьевых ресурсов и внутреннего рынка, к нуждам союзных или саттелитных ему стран на периферийных окраинах Запада – от Грузии и Украины до этой самой Прибалтики. Вам нужны доказательства? Пожалуйста, вот всего лишь один очевиднейший пример. Казахстан в 2006-2008 годах повторно газифицировал столицу Грузии Тбилиси, восстановив ее до того практически полностью изношенные газораспределительные сети и потратив на эти цели $130 миллионов, а вот свою собственную столицу Астану до сих пор еще не газифицировал. Догадайтесь с трех раз, кто мог – скажем, так – побудить наших decision makers (людей, принимающих решения) поставить грузинские интересы выше казахстанских… То-то и оно.
Что же касается Эстонии, она делала себе щедрый гешефт на «сотрудничестве с предприятиями в Казахстане в области транспорта и логистики», благодаря поставкам по железной дороге нефти из нашей страны в порт Таллинн для переправки дальше. Возьмите географическую карту и измерьте расстояние между Казахстаном и эстонской столицей, а потом подумайте, какой может быть смысл в том, чтобы везти отсюда туда нефть для перевалки на танкер с целью доставки в какую-нибудь другую европейскую страну?! Одним из следствий подобной ситуации (аналогичным образом наша страна обеспечивала или все еще обеспечивает нагрузкой грузинские и украинские порты) видится то, что Казахстан, выдвинувшись в ряды крупнейших стран-экспортеров нефти, не только не разбогател и не накопил огромных золотовалютных запасов, но оказался в непростом финансовом положении.
И в результате средства, накопленные за все годы в его специальном Национальном фонде, по своему объему (22,9 триллиона тенге или $61,4 миллиарда) всего лишь в два раза больше прибыли африканской Анголы, которую она получила от своей нефти всего лишь за один 2017 год. Это — $31 миллиард. А ведь до недавнего времени Ангола нефти добывала и экспортировала в меньших, чем Казахстан, объемах. Сейчас в ряду крупнейших экспортеров нефти она занимает 8-место (1 миллион 760 тысяч баррелей в сутки), а наша страна – 11-е (1 миллион 292 тысячи баррелей в сутки). Разница, как видите, совсем небольшая. Но от своего экспорта Ангола прибыли получает гораздо больше, чем Казахстан. Потому что она, помимо прочего, не имеет массы государств-посредников на пути к международному рынку, с которыми приходилось бы делиться доходами. У Казахстана таких посредников – хоть завались. И некоторые из них явно добиваются такого статуса благодаря поддержке и достаточно бесцеремонным посредническим усилиям Европейского Союза. Особенно это касается прибалтийских республик, в целом, и Эстонии, в частности. Если говорить без околичностей, Запад в лице ЕС своим волевым решением предписал Казахстану роль сырьевой колонии таких родственных ему, недоразвитых европейских наций. И это, поверьте, никакое не преувеличение.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.