Казахстан «сломался» в качестве полигона для России

РК и раньше не являлась уменьшенной копией РФ, а сейчас различия еще более очевидны

Долгое время бытовал стереотип, который рассматривал Казахстан в качестве десятикратно уменьшенной копии России. Аргументы для этого приводились вполне весомые: низкая плотность населения при большой территории, асимметрия в развитии регионов и размещении жителей, упор на сырьевую модель экономики, люди с советским прошлым. Но время шло и две страны все больше отличались друг от друга, двигаясь различными курсами и с отличающимися ориентирами. Последним звонком, доказавшим непохожесть Казахстана на Россию, стала история с повышением пенсионного возраста. Чтобы Москве избегать подобных проколов в будущем, есть смысл изучать Казахстан таким, какой он есть на самом деле.

Массовый российский протест против повышения пенсионного возраста застал Кремль врасплох. Обескураженные чиновники и государственные функционеры стали апеллировать к казахстанскому опыту, где жители побурчали насчет украденных лет и быстро успокоились. Поначалу в Москве решили, что виной всему фактор условий, ибо социально-экономический и политический контекст похожих действий властей в двух странах сильно отличался. Потом стало понятно: сами государства сильно отличаются.

В России доля пенсионеров 20% населения. В Казахстане молодежь составляет 42% жителей. С такими изначально различными параметрами базовые процессы в двух странах будут протекать различно. Кстати, реакция российского общества на повышение пенсионного возраста продемонстрировала все это с рельефной выпуклостью. Средний возраст граждан сам по себе чрезвычайно важный параметр. Пока в России первоочередной головной болью является пенсионный вопрос, в Казахстане главными проблемами являются создание рабочих мест для молодежи, решение проблем их низких доходов, отсутствия доступного жилья и много чего другого в том же духе. Уже в силу демографических причин в Казахстане меньше удельный вес тех, кто помнит и на личном опыте знает советский социальный пакет и социальную политику в рамках СССР.

казахстан

Политический формат Казахстан и России отличается диаметрально. Москва не только позволила себе вещи вроде Крыма и Донбасса, но и до сих пор в меру сил и возможностей держит удары санкционной войны с Западом. Астана в любых геополитических пертурбациях занимает позицию максимального сохранения безопасности и избегания обострения отношений с кем-либо. Для Казахстана даже троллинг со стороны президента Кыргызстана является болезненным испытанием, не говоря уже о каких-либо санкционных и контрсанкционных вещах.

В информационном плане население Казахстана давно получило передоз от российских передач по украинской и антизападной тематике с апеллированием к державности. В Республике Казахстан структуры повседневности резко отличаются от российских, что лишний раз свидетельствует о невозможности рассматривать две страны в качестве идентичных. Например, в Казахстане преобладает мусульманское население, что само по себе заставляет протекать многие процессы иначе, чем в преимущественно православной России. Здесь падает процент владеющих русским языком и растет удельный вес казахоязычных граждан. Язык сильно связан с картиной мира как в политических, так и в социально-экономических аспектах, поэтому многие вещи в казахоязычной и русскоязычной среде воспринимаются различно.

Политические системы России и Казахстана при всей широте властных полномочий первых лиц все-таки отличаются. Астана гораздо меньше вынуждена оглядываться на армию, региональных баронов и крупные компании в проведении той или иной политики. В России же что военщина, что крупный бизнес имеют качественно иное масштабирование в политике, чем их аналоги в Казахстане, а потому с их интересами приходится считаться. К тому же Москве приходится заниматься проблемами не только сырьевого бизнеса, но и космической отрасли, ВПК, пищевиков, лесопромышленников и других субъектов.

Нельзя игнорировать и чисто географический фактор, в силу которого влияние того же Китая в Казахстане существенно выше, чем в России. До Казахстана куда дольше доходят волны европейского интереса, поскольку он выступает в качестве соседа соседей, а не находится на границе Евросоюза.

На внешней арене Астана проводит сугубо миролюбивую политику, поскольку обладает ограниченным военным потенциалом на случай любых чрезвычайных происшествий. Поэтому вполне естественное желание Казахстана угодить всем подряд на международной арене бесит Москву, которая может позволить себе друзей и врагов любых весовых категорий.

Последние недели показывают, что понимание Казахстана не в качестве «полигона» для России, а в разрезе иного государства, начинает приходить в российское экспертное и политическое поле. Раздаются призывы начать изучать Казахстан, а не исходить в отношении к нему из стереотипов, многие из которых явно сомнительные. Не следует забывать и о факторе времени. Ведь советский Казахстана 80-ых годов, Республика Казахстан 90-ых, нулевых и десятых – это очень разные субъекты, чьи параметры не статичные и где-то меняются гораздо быстрее, чем в России.

Встряска стереотипов происходит не просто так, а в силу изменившихся обстоятельств. Рост геополитической напряженности последних лет, которую ряд наблюдателей соотносит с миром XX века между Первой и Второй мировыми войнами, заставил многие государства взаимодействовать в новом формате. Вот здесь-то и выяснилось, что более четверти века после распада Советского Союза не прошли даром – отличий становится все больше, а общих черт между постсоветскими странами все меньше. Попав при работе с Астаной в ситуацию, когда установки на входе дают совершенно неожиданный и непрогнозируемый результат на выходе, Москва начала ревизию восприятия своего партнера. Если понимание новой реальности придет быстро, то у России станет меньше неприятных неожиданностей от того, что Казахстан уже никак не подходит в качестве полигона для обкатки тех или иных задумок. Теперь все предстоит делать самим и без оглядок на стереотипы.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.