Об «удивительном» экономическом росте ВВП Казахстана и бенефитах для населения. Часть 2

О чем следует подумать исполнительной власти в первую очередь?

Часть 1

В период протекционизма в мировой экономике целесообразно ограничить привлечение иностранной рабочей силы. Масштабный отток капитала также связан с вольготными условиями в Казахстане для гастарбайтеров и нелегалов, уверен Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners.

***

Данияр, некоторые отечественные аналитики отмечают, что в потребительском поведении населения в первые три квартала с. г. отмечается резкое изменение предпочтения в пользу непродовольственных товаров. О чем говорит этот тренд? Может ли он свидетельствовать о том, что население теперь уже перешло в следующую стадию – оно не только выживает, но и готово тратить свои доходы на те предметы, которые ранее были недоступны – улучшение жилищных условий, покупку дорогостоящих предметов быта и автомобили?

экономика благосостояние

– В Казахстане наблюдается опережающий рост цен на продовольственные товары. На непродовольственные товары сохранялась ценовая стабильность. Это связано с развитием электронной коммерции. Основной поток непродовольственных товаров поступает в страну из Китая. С начала 2018 года китайский юань последовательно падал с уровня 6,2750 до 6,9561 по отношению к доллару США. В условиях торговой войны с США, Народный банк Китая проводил политику стимулирования расширение экспорта за счет слабого юаня. В этих условиях потребительские предпочтения людей склонились в пользу опережающего приобретения непродовольственных товаров.

Дополнительным фактором является искусственное формирование спроса через кредитование потребительских товаров и развитие микрокредитования населения.

В условиях низкого уровня заработной платы большей части населения Казахстана существенно выросли риски для финансовой системы страны. Согласно официальным данным, медианная заработная плата в апреле текущего года равнялась 106 253 тенге, а модальная заработная плата составила 80 021 тенге. При этом разрыв со средней заработной платой составляет почти два раза, но показатель модальной заработной платы позволяет говорить, что большинство казахстанцев получает как раз около 80 тыс. тенге в качестве средней.

Должен ли улучшиться уровень жизни населения, если в стране наблюдается экономический рост? Повышаются ли в этих условиях реальные доходы населения? Какие перемены происходят в этой области и стоит ли ожидать роста благосостояния населения, которые неизменно происходят в других экономиках, если те растут?

– В настоящее время говорить об улучшении уровня жизни населения на фоне экономического роста преждевременно. Как известно, 15 октября 2018 года Национальный банк Республики Казахстан повысил базовую ставку до 9,25%. Решение было обусловлено ростом неопределенности в инфляционных ожиданиях. О повышении реальных доходов населения сложно говорить в условиях низкого уровня медианной заработной платы. Роста благосостояния населения можно ожидать, если произойдет увеличение в два раза уровня модальной заработной платы и будут созданы реальные рабочие места.

Оказывает ли какое-либо влияние на качество жизни населения нестабильный валютный курс и то, что национальная валюта (тенге) скорее склонна к ослаблению, чем к укреплению даже в условиях довольно высокой цены на нефть?

– Нестабильный валютный курс, конечно же, оказывает влияние на качество жизни. Однако возвращение к фиксированному курсу казахстанского тенге однозначно проблему не решит. Рыночная экономика функционирует и действует в условиях действия объективных экономических законов. Поэтому целесообразно оставить политику плавающего валютного курса.

Корень проблем находится в плоскости прозрачности бюджетных расходов, эффективности инвестиционных программ и контроля управления внешним долгом с позиции результативности. Неразвитость фондового рынка Казахстана является одной из причин оттока капитала. Несмотря на высокие цены на нефть отток капитала и выплаты по внешнему долгу периодически нарушают стабильность валютного курса.

В период протекционизма в мировой экономике целесообразно ограничить привлечение иностранной рабочей силы. Масштабный отток капитала также связан с вольготными условиями в Казахстане для гастарбайтеров и нелегалов.

Можно ли поместить казахстанскую экономику в «прокрустово ложе» экономической теории? Способна ли наша экономика развиваться циклично, в режиме взлета и падения, с соблюдением определенных циклов (и правил!)? Или ее развитие по каким-то причинам непредсказуемо?

– Объективно, классической причиной цикличности в экономике являются сбалансированные инвестиции. Техническое перевооружение и модернизация производства предполагают обновление основного капитала. Приток больших иностранных инвестиции целесообразно рассматривать через призму сбалансированного и симметричного развития всех секторов экономики.

 

Приток иностранных инвестиции в пару секторов экономики скорее пагубен, так как в будущем страна столкнется с серьезным давлением на курс национальной валюты.

Худшая ситуация, когда казахстанская экономика будет обслуживать и работать в интересах «чужого дяди».

Говорить о влиянии на казахстанскую экономику долгосрочных циклов еще рано. Казахстан только приступает к индустриализации экономики. Теоретически, в условиях высоких цен на энергоносители Казахстан должен был создать первоначальное накопление отечественного капитала – залог успешной индустриализации национальной экономики. Критерием успешной индустриализации является учет «на берегу» воздействия объективных экономических законов.

В этих условиях экономическая теория может вполне справиться с прогнозированием развития экономики с учетом фактора цикличности.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.