Война Миров. Вооруженное до зубов море

Планета переживает очередную гонку морских вооружений

С тех пор, как человечество освоило море, оно быстро стало использовать его в военных целях. Вместе с тем войны на море и гонка морских вооружений процесс не линейный. Они то интенсифицируются в силу различных факторов, то ослабляются и переходят в вялотекущий режим. Последние годы ознаменованы всплеском милитаризации морского пространства, которое простирается от субмарин до морской авиации. Россия в этой гонке явно отстает от своих конкурентов в силу финансовых, технических, технологических и кадровых затруднений.

Противостояние на море – это фактор далеко не только гибридной войны России с коллективным Западом. «Дипломатия субмарин», например, стала частью соперничества между Китаем и Японией. Страны Латинской Америки тоже стараются держать свои военно-морские силы в состоянии готовности, потому что случиться может всякое. Пропавшую год назад аргентинскую подлодку «Сан-Хуан» все-таки нашли, хотя в свое время ее безуспешно пыталось обнаружить в том числе и российское гидрографическое судно «Янтарь».

Военный флот – это атрибут серьезных держав, поскольку сложен и затратен во всех отношениях. В мирное время флот дорогостоящ, из-за чего любое правительство испытывает трудности с его финансированием. Флот невозможно быстро нарастить авральными темпами, как сухопутные войска, поэтому заниматься им приходится в мирное время. С другой стороны, в период угрозы национальной безопасности значение военно-морского флота (впрочем, как и торгового) многократно повышается.

военно морской флот

С крылатой фразы Александра III флот воспринимается как второй союзник России. При этом судьба российского военно-морского флота сложная. Например, разгром в Цусимском сражении периода Русско-японской войны по своим масштабам и военно-политическим последствиям входит в топ всей мировой истории боев на море. В ту войну Россия входила с третьим-четвертым по мощи ВМФ в мире, а вышла почти без боевых кораблей. Потом титаническими усилиями флот был восстановлен и в Первую мировую показал себя хорошо, а в Великую Отечественную войну снова слабо. Мы сейчас не берем героизм 400 тысяч солдат морской пехоты, а именно действия флота.

Если перед Русско-японской войной мало что предвещало беду, то сейчас российские специалисты постоянно бьют тревогу относительно состояния флота и предрекают Москве неспособность противостоять сильному противнику на море в случае военного столкновения. Даже если убрать моменты про «корабли ближней зоны изношены, устарели, фактически утратили боевое значение», а «корабли дальней зоны устарели, изношены, дороги в эксплуатации, остались считанные единицы» (в результате чего в начале 2020-х годов неизбежен корабельный «обвал»), то удручает простое количественное соотношение с ВМС США. По авианосцам американский флот превосходит российский в 12 раз, по крейсерам – в 6,5 раз, по эсминцам – впятеро, по многоцелевым атомным подводным лодкам – вчетверо.

Подводные лодки, пожалуй, главная головная боль российского руководства. Атомные субмарины с баллистическими ракетами являются одним из компонентов ядерной триады России, но их боевой потенциал и ресурс критически истощаются. В принципе, такие субмарины могут стоять на рейде в базе и наносить ракетный удар хоть по Нью-Йорку, хоть по Хьюстону, но изначально задумано, чтобы такие корабли могли прятаться от удара противника в океане. Что касается многоцелевых АПЛ и тех, что вооружены противокорабельными ракетами, то их в составе российского флота 22 штуки, из которых реально в строю 10 (остальные находятся в разных стадиях ремонта и модернизации). Те, которые занимаются боевой службой, по всем срокам эксплуатации также нуждаются в модернизации. Из новинок в данном семействе только субмарина «Казань», но она проходит испытания и в состав флота еще не вошла.

военно морской флот

Тем временем мировое субмариностроение продвигается вперед просто гигантскими шагами. Их строят французы, немцы, голландцы, шведы, разумеется американцы, японцы и другие.

После распада СССР России первый раз реально потребовался флот в ходе войны 08.08.08. с Грузией. При возвращении Крыма под своей контроль Москве пришлось активизировать все, что способно воевать в составе Черноморского флота. Следующим испытанием стала Сирийская кампания России. Например, для доставки грузов использовались почти все способные выйти в море БДК (большие десантные корабли) Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Вроде бы корабли плавали, самолеты с них взлетали и бомбили, даже с Каспия крылатыми ракетами по целям в Сирии отстрелялись, но именно практическое применение флота и вскрыло весь масштаб его нынешних и близнесрочных проблем. Для Балтийского флота, например, это вылилось в массовую отставку адмиралов и старших офицеров.

Самостоятельная проблема заключается в том, что страны НАТО обладают техническими возможностями для обнаружения российских подводных лодок даже на больших глубинах и подо льдом, тогда как российские ВМС в подобных возможностях сильно ограничены.

Флот – это не только корабли, но и инфраструктура. Ему нужны базы, возможности судоремнота, морская авиация (как палубная, так и наземного базирования), жилье и условия для отдыха личного состава. Затонувший в октябре плавучий док (ПД-50) в Мурманской области – это сильный удар по всему флоту России. Дело не только в том, что башенный кран, упавший с ПД-50 повредил авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», а в том, что данный плавучий док является единственным, в котором можно ремонтировать крупнотоннажные корабли не только в европейской, но и в азиатской части России (у «Севмаша» и «Звездочки» сухие доки поменьше). Теперь для Минобороны ремонт кораблей первого и второго ранга откладывается на неопределенный срок, так как неизвестно когда поднимут сам ПД-50, который имеет просто гигантские размеры.

Сегодня Кремль втянулся в большие игры, которые по своей природе требуют привлечения флота хотя бы на уровне демонстрации флага. Однако данный инструмент требует адекватной стратегии своего развития и использования, а также гигантских инвестиций. Гонка вооружений на море не позволяет брать паузу даже в 1-2 года, особенно учитывая общее состояние российских кораблей и военно-морского судостроения. Как Россия будет выпутываться из сложившейся ситуации – не понятно, поскольку государственное руководство генеральную линию не озвучивает.

Что касается общемировой ситуации, то как в XIX веке началась техническая революция по переходу от парусного флота к машинному, то так и продолжается без остановки – подводные лодки, морская авиация, атомные двигатели. Здесь кто остановился – отстает сразу, поскольку обладающие потенциалом милитаризации на море стараются его как можно быстрее, эффективнее и эффектнее реализовать. А продолжающееся повышение общего градуса геополитической напряженности создает политический запрос для морской гонки вооружений.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.