Заключительные ласки

Как МВФ рассыпается в комплиментах Казахстану

А вы задумывались над тем, почему многочисленные министерства и ведомства абсолютно уверены в правильности экономической политики, нисколько не разделяя мнение жителей городов и аулов, которые порой не могут разглядеть положительные изменения и под микроскопом? Должна же хоть на чем-то основываться их уверенность? Ответ найден: периодически наших чиновников разных ипостасей гладят по головке сотрудники, громко сказано, «Миссии МВФ».

Сотрудники МВФ не скупятся на комплименты: «сильный экономический рост», благоприятная динамика инфляции», «сохранена стабильность банковской системы», «решительное укрепление банковского сектора», «государственные органы справедливо стремятся сократить участие государства и диверсифицировать экономику»… Надо ли продолжать дальше?

То, чего не способны разглядеть простые казахстанцы, проживая в своей стране, запросто, с наскока, за какую-то неделю, готовы «профессионально» оценить анонимные сотрудники МВФ, периодически наведываясь в страну со своей «Миссией».

Вопрос даже не в том, а кто эти «сотрудники МВФ» и насколько они компетентны, непредвзяты и профессиональны – уже достаточно того, что они готовы провести свою драгоценную неделю в окраинном европейском государстве, имея ранг «сотрудника МВФ» с почти секретной миссией.

Для них это миссия, а для наших чиновников – мессия. Последние получают очередной карт-бланш: они не критикуемые, они – благословленные.

***

В общем, так. В первых строках своего Заключительного заявления Миссия сотрудников МВФ пылко благодарит государственные органы и других участников встреч за сотрудничество и продуктивные обсуждения. Персоналии – за кадром.

А зря. Сразу бы стало понятно, чьи сладкие речи стали прологом для этого заключения.

мвф казахстан отчет рост ввп

Анонимность как сотрудников миссии, так и их инсайдеров, вероятно, должна придать вес документу и обезличить его настолько, что он должен нам показаться едва ли не концентратом истины, или шедевром экономического восприятия.

И нам остается только поверить в то, что верным курсом идем, господа.

***

Сотрудники МВФ впечатлены экономическим ростом в Казахстане – в первой половине 2018 года он составил 4,2%. И это несмотря на то, что экономических чудес не было – рост произошел в основном за счет перерабатывающего сектора, нефтегазовой отрасли, преимущественно из-за повышения объемов экспорта, а также благодаря оздоровлению в сфере кредитования.

Они прогнозируют, что итогам 2018 года ВВП вырастет на 3,7%, а в 2019 году составит 3,1%.

Современные вызовы и риски – почти азбука: конъюнктура цен на сырьевые товары, напряженность в геополитических и торговых отношениях основных внешнеэкономических партнеров, а также «возможные» пробелы в реализации реформ.

Вот на этом – пробелах – и стоило бы остановиться подробнее, но миссия считает это излишним. Инспекторы МВФ – не аудиторы, они считают, что достаточно обрисовать ситуацию в целом, не вникая в подробности. И, видимо, не их задача хотя бы сформулировать главную проблему современного экономического развития Казахстана – невыполнение государственных программ, нерациональное и неэффективное использование государственных средств, большие коррупционные риски. То, что не устраивает население Казахстана и из-за чего экономика остается преимущественно экстенсивной, вполне приемлемо для МВФ.

В своем документе они больше сосредоточены на артикуляции очевидных вещей, которые транслируются с высоких трибун каждый день. Видимо, критическое восприятие действительности так и должно остаться уделом мыслящей части населения, которую, впрочем, власть не воспринимает всерьез, да и вообще слышать не желает.

Впрочем, есть надежда, что «Миссия МВФ» оставляет некий маневр для себя: оказывается, МВФ запустил новую инициативу для всех стран-членов по усилению государственного управления и снижению коррупционных рисков. Она планирует вернуться в Казахстан уже будущей весной, и тогда, возможно, появится столь необходимая от головокружения от успехов исполнительной власти аналитика.

***

Если отсеять из текста заключительного заявления все реверансы, комплименты и одобрямсы, то в сухом остатке получим всего три месседжа.

Первый. Меры поддержки (кредитования, финансовых институтов) должны быть адресными и временными и финансироваться из бюджета, а не за счет средств Национального фонда или ЕНПФ.

Сотрудники МВФ упомянули выделение дополнительной финансовой поддержки Цеснабанку, которое, по их мнению, вызывает озабоченность: «Трудности, испытываемые Цеснабанком, привели к необходимости приобретения Фондом проблемных кредитов (ФПК) неработающих кредитов банка по номиналу на сумму 450 млрд. тенге. Акционеры Цеснабанка сохранились, согласившись внести новый вклад в его уставный капитал. Согласно имеющейся информации, в настоящее время банк проходит через крайне необходимую комплексную реструктуризацию, включая усовершенствование управления кредитными рисками».

Второй. Субсидирование кредитования вызывает перекосы и противоречит стратегической задаче по сокращению роли государства в экономике. Эксперты надеются на ГЧП, IPO «голубых фишек» и среди прочих точек роста обращают внимание на сельское хозяйство: «сектору необходимо трансформироваться, чтобы стать двигателем инвестиций, экспорта и роста».

Третий. Правительство, Нацбанк, МФЦА и KASE должны разработать четкое видение для развития фондового рынка: «Работа двух фондовых площадок, с потенциально пересекающимся набором котируемых инструментов, сопряжена с риском путаницы и перекосов».

***

Но среди залежей канцеляризмов, трудных для восприятия, и среди всех месседжей, мы обнаружили один намек, ради которого, наверное, и стоило издать сей документ.

МВФ в лице своих сотрудников положительно оценивает «амбициозные реформы государственных органов в сфере налогового администрирования» и продолжает констатировать преимущества, которые дает бо́льшая прогрессивность налогообложения. Это означает, что люди, получающие более высокие доходы, должны платить больше налогов.

Однако элита на это никак не может решиться: «Повышение ставок индивидуального подоходного налога для лиц с более высокими доходами было рассмотрено, но отложено из-за опасений уклонения от уплаты и снижения собираемости налога».

И это всего лишь намек – без рекомендаций. И без последствий.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.