Война Миров. Ракетный ultima ratio regum (последний довод королей)

Стареют не проблемы – стареют их решения

Не существует такого договора, из которого США не могли бы выйти. После того, как Вашингтон выдвинул Москве ультиматум по ДРСМД (Договор по ракетам средней и меньшей дальности), Кремль в этом лишний раз убедился. Смысла вступать в новую гонку вооружений для России, которая может имеющимся ядерным потенциалом уничтожить планету 11-12 раз, вроде бы нет, но ранее выведенный из игры класс ракет в ее арсенале неизбежно появится. Мировую архитектуру безопасности и ракетно-ядерных угроз ждет полномасштабная перекройка.

В определенных вопросах геополитики ракетчики разбираются лучше политологов. Новое появление в арсеналах США ракет средней и меньшей дальности делает российские ракетные базы и центры управления куда более уязвимыми, чем в настоящее время. При этом ракеты – это как раз та сфера, где Москва обязательно будет отвечать. В первую очередь потому, что российские ракеты относятся к тому классу вооружений, который будет долетать для обозначенных ему целей. Авиация России не факт, что преодолеет эшелонированную систему ПВО НАТО. Корабли дай Бог чтобы вышли из порта, подводные лодки вероятный противник давно видит. Поэтому ракетный ответ Кремля просто неизбежен.

ракеты ядерная угроза

В американской манере выхода – через ультиматум – одни видят слабость Вашингтона, а другие силу. Мол, зачем нужно было делать реверансы в адрес Европы и еще все валить на Москву, раз принципиальное решение уже принято? Однако после переговоров с коллегами по НАТО США убедили своих партнеров – подозрительных, встревоженных и испуганных – что им разрыв договора по РСМД во вред не пойдет.

По Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности их запрещено производить только США и РФ. Все остальные, особенно Китай, их разрабатывают и ставят на вооружение во внушительных масштабах. Ключевой фактор для России – это позиция Европы. Ведь если на территории стран Евросоюза появятся американские ракеты средней дальности, то это несет огромную угрозу для центров управления и ракетных баз Москвы. Одновременно с этим ЕС превращается в естественную мишень для ответного удара российскими ядерными силами.

Очень важный факт: на территории Евросоюза сегодня нет американских ядерных ракет. Вообще ни одной. А в распоряжении Кремля в непосредственной близости от границ ЕС (в Калининградской области имеются комплексы «Искандер», на ракетных базах в Калужской, Тверской и Ивановской областях дислоцировано более 50 межконтинентальных баллистических ракет) есть. Они, подчеркнем, не нарушают Договора о РСМД, но они в непосредственно близости от европейских стран-членов НАТО. Таким образом, европейцы уже сегодня цели и заложники ракетного потенциала РФ.

Администрация Дональда Трампа одновременно с заявлением о предстоящем выходе из Договора о РСМД обещала не размещать американских ракет в Европе. Из данного поведения виден консенсус между Вашингтоном и его европейскими союзниками по НАТО. Похоже, США одобрили новый стратегический ядерный статус Евросоюза. В рамках создаваемых единых вооруженных сил ЕС будет организовано стратегическое командование. Уже сейчас заявлено, что под его командование перейдут четыре французские подводные лодки с баллистическими ракетами. Французская субмарина «Триумфан» несет 16 баллистических ракет М51. Европейский генералитет заявляет, что для объединенных вооруженных сил Евросоюза этого мало и планирует производство и запуск в строй еще 8 атомных подводных ракетоносцев – итого 192 ракеты.

Все указывает на то, что коллективный Запад основательно запасся роялями в кустах. А вот что делать Москве – вопрос открытый. В свое время СССР соперничество с США по ракетам средней и меньшей дальности проиграл. Система гарантированного массированного ответного ядерного удара «Периметр», разработанная в те годы, сегодня со своей функцией может не справиться. Дело в том, что первый ядерный удар по России может быть произведен настолько мощный, что в ответ поднимутся лишь некоторые уцелевшие ракеты, что вычеркивает из понятия ответный удар слово «массированный». В общем, бывший начальник главного штаба ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин в сложившихся условиях предлагает переходить от доктрины встречного ракетно-ядерного удара к упреждающему. При этом генерал-полковник Есин откровенно признает, что эффективного ответа на развертывание ракет средней и меньшей дальности в Европе у России пока нет.

гонка вооружений сша

«Мы должны готовиться жить в мире, в котором не будет договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД)», – заявил генеральный секретарь НАТО на пресс-конференции 4 декабря в Брюсселе. Каким будет этот новый мир пока сказать сложно. Однако некоторые его черты очевидны уже сегодня. Угроза развязывания войны с использованием ядерных арсеналов вырастает просто в разы. Дело в том, что когда слабая сторона (в данном случае такова явная перспектива у России) не уверена в гарантированном возмездии агрессору, возникает соблазн использовать свой атомный козырь первым. Более сильная сторона (США), осознавая вероятность подобного сценария при более-менее серьезном витке напряженности, может сыграть на упреждение слабого игрока. В итоге фактически любой масштабный конфликт угрожает перетеканием в ядерную схватку с чудовищными последствиями для всех, в том числе и неядерных игроков, которые в разборках больших государств вообще не участвуют.

Вряд ли Москва пойдет по пути симметричного наращивания ядерного потенциала по классу ракет средней и меньшей дальности – слишком дорого и без особого смысла. Но появление самих таких ракет произойдет обязательно. Тот факт, что россияне признали существование разработок ракеты 9М729 «Новатор», косвенно свидетельствует о наступлении новой эпохи в ракетном деле. Судя по общей реакции, Кремль смирился с возвращением ракет средней и меньшей дальности в мировую повестку. Главным направлением российской военной деятельности видится вкладывание Россией ресурсов в создание новых командных пунктов, систем управления и связи, производство ракетных систем в мобильно-грунтовом варианте и прикрытие пусковых установок надежными средствами воздушно-космической обороны.

Анонсированный конец ДРСМД – это удар в первую очередь по позициям России. Сейчас мяч на ее стороне, а также проверка возможностей и способности дать адекватный ответ резко расширившемуся окну угроз. Если полноценного контрвыпада не будет, Кремлю придется слушать Белый дом куда внимательнее.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.