Группа мажилисменов от Ассамблеи народа Казахстана сделала депутатский запрос касательно принципов механизма выбора внешнего управляющего пенсионными активами. И председатель Нацбанка РК Данияр Акишев подробно поведал, как возглавляемый им институт управляет пенсионными сбережениями казахстанцев.
Об инвестициях в МАБ
«Действительно, в октябре 2014 года пенсионные активы ЕНПФ были инвестированы самостоятельно Национальным Банком (то есть без привлечения внешнего управляющего) в облигации Международного Банка Азербайджана на сумму $250 млн. Выпуск был организован закрытым способом только для одного инвестора через офшорную компанию (Emerald Capital Limited), поэтому отсутствовала рыночная котировка и справедливая рыночная стоимость данного инструмента», — говорится в ответе на депутатский запрос.
То есть, эта инвестиция была сделана в тот период, когда Национальный банк возглавлял Кайрат Келимбетов, который ныне управляет Международным финансовым центром «Астана». Существенное нарушение принципов инвестирования пенсионных активов, грубая ошибка не помешали чиновнику в его восхождении по карьерной лестнице.
А ошибки пришлось исправлять уже команде Данияра Акишева: «С 2016 года Национальный банк кардинально пересмотрел подходы к инвестированию пенсионных активов. Пенсионные активы инвестируются только на рыночных условиях, что обеспечивает прозрачность, сохранность и увеличение общей доходности накоплений вкладчиков».
О внешнем управлении
Все законно. Пенсионные активы могут передаваться во внешнее управление. Инвестиционная декларация ЕНПФ была изменена в августе 2017 года, и эти изменения позволили привлекать внешних управляющих для управления пенсионными активами. Затем, в сентябре 2017 года, правление Национального банка утвердило Правила выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами ЕНПФ.
«Выбор внешних управляющих является максимально прозрачным для всех возможных участников. Объявление о тендере по выбору внешнего управляющего для пенсионных активов ЕНПФ публикуется на официальном сайте Национального банка, а также доводится до участников рынка через специализированные системы и издания, такие как Bloomberg и Financial Times», — информирует глава ведомства и поясняет, что приглашения для участия в тендере направляются 300 компаниям, список которых сформирован за 18-летний опыт работы с внешними управляющими по активам Национального банка и Национального Фонда.
Правда, сколько компаний из этого списка откликаются на приглашение, Данияр Акишев не говорит. Наверное, немногие, если учитывать, что участники тендера должны иметь не менее 10 лет опыта работы и в эквиваленте не менее $25 млрд. активов клиентов под управлением.
«Зарубежные управляющие компании могут использовать только индексное инвестирование, которое означает набор финансовых инструментов, подобранных по параметрам риска и доходности. Данные индексы разработаны ведущими мировыми финансовыми организациями (JPMorgan, Bank of America, Merrill Lynch, Bloomberg и т.д.). Соответственно, данный подход означает невозможность концентрации инвестиций в отдельно взятом финансовом инструменте или одном эмитенте», — уверен глава Нацбанка.
Он ссылается на то, что «схожие процессы выбора внешних управляющих применяются такими фондами, как Норвежский пенсионный фонд и Суверенный фонд благосостояния Сингапура», что, конечно, соответствует истине.
О репутации «избранного» управляющего
Национальный банк предъявляет к потенциальному внешнему управляющему не только «технические» требования. Он также изучает информацию обо всех фактах нарушений в прошлом, а также о мерах, принятых по недопущению повторения подобного рода нарушений.
Так, в рамках мандата «Глобальные облигации развивающихся рынков» Нацбанком привлечена управляющая компания AvivaInvestors. Общий объем активов под ее управлением составляет $478 млрд. Ее материнская компания Avivaplc имеет 320-летнюю историю существования, а сама считается одной из самых успешных инвестиционных компаний в мире.
Но вот интересная деталь, о которой Данияр Акишев говорит открыто: «В 2013 году компания AvivaInvestors самостоятельно выявила недостатки в системе внутреннего контроля и управления рисками, связанных с конфликтом интересов при управлении портфелями клиентов. Всем пострадавшим клиентам AvivaInvestors выплатила компенсацию».
И этот факт нарушения компанией AvivaInvestors регуляторных требований был известен Национальному банку, но она, успешно решившая вопрос своих репутационных рисков, все-таки была выбрана в качестве внешнего управляющего казахстанскими пенсионными активами.
«В отчете Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании отмечается, что с момента выявления недостатков компания AvivaInvestors и ее высшее руководство приложили значительные усилия по устранению недочетов системы контроля. В результате были выделены значительные ресурсы для расследования и устранения слабых мест, что привело к существенным улучшениям, включая повышение качества управления рисками, а также была обновлена управленческая команда», — сообщил депутатам председатель Нацбанка РК.
Дополнительно Национальным банком в адрес Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании был направлен запрос о наличии не устранённых нарушений на данный момент и подтверждении достаточности предпринятых мер в компании AvivaInvestors.
Об ответственности AvivaInvestors и др.
И, пожалуй, самый главный вопрос: а кто будет отвечать за внезапное обесценение пенсионных активов, размещенных за рубежом?
«В условиях действующей стратегии инвестирования пенсионных активов на зарубежных финансовых рынках, основанной на принципах диверсификации, внезапное и полное обесценение пенсионных активов невозможно», — утверждает глава Нацбанка.
Механика следующая. Эталонным портфелем для AvivaInvestors по инвестированию в облигации развивающихся стран является индекс, состоящий из 233 выпусков облигаций, номинированных в долларах США, выпущенных 29 развивающимися странами с рейтинговой оценкой от «АА+» до «ВВ». Вероятность того, что все выпуски ценных бумаг этих эмитентов рухнут, минимальная.
Тем не менее, ответственность за ненадлежащее доверительное управление активами лежит на внешних управляющих и закреплена соответствующим договором. «Все зарубежные управляющие, привлекаемые для доверительного управления пенсионными активами, несут ответственность за ненадлежащее управление активами и убытки, вызванные небрежностью, умышленным неисполнением обязательств или мошенническими действиями», — поясняет Данияр Акишев.
Правда, в чем заключается эта ответственность, что является гарантией, неясно. Лишь слабым утешением служит то, что управляющие компании получают только полномочия по управлению активами, а сами активы остаются на счетах Национального банка.
***
А теперь представим, что депутаты, удостоенные внимания со стороны руководства центрального банка, получают вдохновение и идут дальше.
Они интересуются, имеют ли перспективы отечественные управляющие компании? Когда закончатся вливания в, мягко говоря, несостоятельные банки (может, дать им умереть спокойной смертью, чем продолжать поддерживать за свет народных средств?).
Еще им любопытно, сколько активов потеряно в физическом смысле слова в бумагах банков и других финансовых организаций, которые прекратили свое существование и будут ли эти деньги возмещены?
И, наконец, когда будет разрешен конфликт интересов, который есть в Нацбанке – он и центральная монетарная власть, и регулятор всего финансового рынка, и управляющий пенсионными активами.
Точечного выстрела – мало. Надо быть последовательными, не так ли?
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.