Смена руководства МИД связана с окончанием срока членства Казахстана в совбезе ООН

Алматы. 27 декабря. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Назначение Бейбута Атамкулова на пост министра иностранных дел вместо Кайрата Абдрахманова связано с окончанием срока членства Казахстана в совете безопасности (СБ) Организации объединенных наций (ООН), считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

«Многое объясняет время назначения Абдрахманова на должность главы МИД. Это произошло в декабре 2016 года и, видимо, было связано с тем, что Казахстан готовился стать непостоянным членом совбеза ООН на 2017-2018 годы. Поэтому главной задачей министра было как раз обеспечение этого участия. В принципе Абдрахманов со своей задачей вполне даже справился. Теперь, когда срок членства Казахстана в совбезе ООН заканчивается, видимо, было принято решение сменить не только главу ведомства, но и некоторые приоритеты в его деятельности», — сказал А. Чеботарев в четверг.

По его словам, вопрос о том, чтобы МИД занимался еще и экономическими вопросами, поднимался в начале 2000-х годов.

«В действующем положении о МИД РК есть пункты, согласно которым министерство должно содействовать улучшению инвестиционного климата Казахстана, формировать положительный имидж республики на международных рынках, координировать международную деятельность других государственных органов, в том числе по вопросам внешнеэкономических связей и инвестиционной политики», — перечислил эксперт.

На вопрос, должно ли ведомство, которое «содействует» и «координирует», сконцентрироваться именно на привлечении инвестиций, А. Чеботарев ответил, что «в такой плоскости вопрос, безусловно, не стоит».

«Насколько понимаю, при назначении Атамкулова на должность главы МИД президент пока не поручал данному органу непосредственно заниматься привлечением инвестиций. Речь идет о том, что соответствующую деятельность оно будет осуществлять более активнее, чем прежде», — считает политолог.

При этом он не видит конфликта интересов между министерством национальной экономики и министерством иностранных дел, которые параллельно займутся вопросом привлечения инвестиций.

«МИД по-прежнему будет оказывать содействие тому же МНЭ и другим уполномоченным органам в поиске потенциальных инвесторов, организации и проведении с ними переговоров. То есть, непосредственно привлечением инвестиций МИД, как это делают ведомства экономического блока, заниматься не будет», — уверен эксперт.

По его словам, приход любого нового министра влечет за собой определенные новшества в деятельности МИД.

«Естественно, какие-то изменения в деятельности ведомства обязательно произойдут. Акцент на содействие привлечению иностранных инвестиций и решению других вопросов внешнеэкономического характера обусловлен критическими процессами в казахстанской экономике. И для этого оказался востребован Атамкулов, являющийся, с одной стороны, профессиональным экономистом, инженером-металлургом, и, с другой стороны, имеющий определенный опыт дипломатической работы, в том числе в качестве посла Казахстана в Малайзии», — предположил спикер.

Кроме того, политолог видит определенную логику в том, что кадровые назначения произошли накануне Нового года.

«Неожиданностью является лишь тот факт, что они осуществлены под конец текущего года», — заключил А. Чеботарев.

Напомним, 26 декабря президент Н. Назарбаев реорганизовал министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан путем преобразования в министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Министерству национальной экономики были переданы функции и полномочия в сфере формирования государственной политики по привлечению инвестиций, а министерству иностранных дел – в сфере реализации государственной политики по привлечению инвестиций.

Возглавлять новое министерство глава государства назначил Ж. Касымбека, а также сменил Кайрата Абдрахманова на посту министра иностранных дел, назначив главой МИД экс-министра оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбута Атамкулова. На место Б. Атамкулова на пост главы МОАП был назначен Аскар Жумагалиев, за которым также осталась должность вице-премьера. Причиной отставки К. Абдрахманова в Акорде назвали «переход на другую работу».

27 декабря, комментируя реорганизацию МИР, Ж. Касымбек признался, что узнал об этом лишь после того, как соответствующий указ был подписан.