Они рисуют, а нам – жить

Инфляция в декабре неожиданно замедлилась по сравнению с ноябрем, а в годовом выражении осталась на уровне октября и ноября – 5,3%. Будто остановились часы, не тикают вовсе

Ох, как, кажется, мы бываем неправы! В сентябре прошлого года я писала о том, что, необоснованно роняя тенге, Нацбанк РК очень сильно рискует разогнать инфляцию. Ничего подобного! Экономическая теория в нашей стране практически не имеет точек соприкосновения с практикой. Или чиновники – настоящие художники, гениально рисовать умеют?

Итак, инфляция в декабре неожиданно замедлилась по сравнению с ноябрем, а в годовом выражении осталась на уровне октября и ноября – 5,3%. Будто остановились часы, не тикают вовсе.

В среднем за год, рапортует Комитет по статистике МНЭ РК, инфляция составила 6%. «Золотая середина» целевого коридора.

По сравнению с 2017 годом успехи огромные. Тогда эти два показателя – годовая и среднегодовая инфляция оставляли 7,1% и 7,4% соответственно.

Высокая инфляция – не предмет гордости. С одной стороны, конечно, в здоровой экономике должны присутствовать умеренные инфляционные процессы, но с другой – инфляция не должна зашкаливать за определенные пределы, для этого и придуман инфляционный коридор. Пределом для инфляции вот уже много лет у нас в Казахстане является рост в 7-8%.

Мы как бы держим себя в рамках. Это должно свидетельствовать о разумной денежно-кредитной политике, об успешной борьбе за финансовую стабильность etc.

Но экономика – она такая. Любой экономический рост должен сопровождаться ростом инфляции – она как бы двигатель экономического прогресса. Без инфляции, то есть, роста цен – никуда.

инфляция доллар рост цены

Инфляционный коридор придуман как индикатор успешной/неуспешной работы правительства и Нацбанка, которые отвечают за эти процессы. Но и здесь есть перекосы. Потому что считается: высокая инфляция – отвратительная работа исполнительной и монетарной ветвей власти – плохо функционируют; низкая инфляция, а бешенный экономический рост – значит, постарались очень.

Наши пыхтят изо всех сил. Им нужен низкий показатель. Хотя в экономической теории так не бывает: чтобы и экономический рост был хороший, и инфляция низкая. А еще не бывает, чтобы национальная валюта летела в пропасть, а инфляция находилась в разумных пределах.

Но у нас все возможно? Мы ломаем, крушим стереотипы?

***

Эксперты в некоторой растерянности.

Аналитик инвестбанка Halyk Finance Асан Курманбаев подчеркивает: «Инфляция в 2018 году была необычно сдержанной и игнорировала негативное влияние слабого тенге, который на протяжении большей части года падал, среднегодовое значение которого составило 344 тенге за доллар США (падение с конца марта 2018 г. на 15%), т.е. откатился до уровня 2016 года, когда наблюдалась двузначная инфляция».

По его информации, «инфляционные ожидания населения чутко отражали неблагоприятные изменения в обменном курсе, рекордное число респондентов (28%!) ожидали ускорения роста цен в сентябре, однако в очередной раз инфляция никак не отразила данный фактор».

Он поясняет: «Известно, что влияние ослабления нацвалюты на инфляцию носит ассиметричный характер, т.е. инфляция с небольшим лагом транслируется в цены, но вяло реагирует на укрепление тенге, но в прошедшем году поведение инфляции было таким словно тенге и не падал с 320 до 384 тенге за доллар при сопутствующей высокой волатильности курса. Помимо указанных факторов оплата труда за 10 месяцев 2018 г. выросла на 2% в реальном выражении, оборот торговли более чем на 7%, инвестиции почти на 20% за 11 месяцев, что также носит проинфляционный фон, тем не менее, инфляция неуклонно слабо реагировала на эти изменения, что вызывает ощущения управляемого процесса снижения инфляции с конца 2017 года».

Говоря иными словами, есть подозрения, что показатель инфляции не просчитан математическим способом, а слегка или даже не слегка приукрашен: нужен низкий, значит, так тому и быть.

И вот еще один существенный парадокс, на который стоит обратить внимание: обычно высокие инфляционные ожидания населения транслируются в высокие показатели инфляции. То доказывают экономисты с мировым именем, это доказывал еще в прошлом году Нацбанк и мы даже встали на его сторону, потому что он прав. Но только не сейчас! Ведомствам, ответственным за стабильность цен, нужно показать стабильность и даже улучшение, которого, увы, пока нет. И они показывают! Может быть, это их мантры о стабильности, которую они желают?..

***

Всего лишь несколько штрихов от рядового гражданина, журналиста Вячеслава Коханова из Караганды.

«Зашел в супермаркет, чтобы купить пачку зернового кофе одной уважаемой финской компании. Месяц тому назад 800 граммов стоили 3850 тенге. А сегодня – 4100 тенге! Купил, потому что никак не могу без колониального товара.

Вернулся домой, заварил чашечку свежачка, включил комп и нырнул в просторы Интернета. Читаю сообщение о том, что уровень инфляции у нас в стране снизился почти на 2% и составил 5,3%. Ух ты, елки, острые иголки! Министерство экономики РК, прямо как тот «братан» из полицейской академии, – откровенный такой, смелый, и говорит прямо в телевизор: эта цифра свидетельствует о том, что цены в стране росли очень медленно!

Оч-чень медленно, понимаете? Неспеша, вразвалочку сахар вырос на 20%. Слишком лениво, даже нехотя на треть вымахала стоимость капусты. Очень медленно, как твоя улитка, ползла цена на дизельное топливо – на 30% выросла.

Ну, и прочие товары… Вы сами это видите каждый день. Не слепые. Практически цены на все товары выросли за год примерно в диапазоне от 15 до 30%. А инфляция у нас в стране – всего 5,3%.

инфляция доллар рост цены

Напрашивается вопрос: в каком мире живут эти «счетоводы»? Может быть, я чего-то недопонимаю в тайнах методики подсчета… Тогда объясните эту алхимию хотя бы на пальцах простым гражданам, которые получают по 500 тыс. тенге зарплаты ежемесячно. Или я неправ?».

***

А что, в таком случае, ожидает нас в году грядущем?

Асан Курманбаев вот что пишет в своей аналитической записке: «По нашему мнению, основные угрозы для инфляции в 2019 году из внешних факторов, представляют начавшееся ускорение роста цен в России на фоне ожидаемого повышения НДС, и акцизов на топливо, что окажет влияние на местные цены посредством импорта, доля которого достигает 40% в общем импорте республики. К внутренним источникам мы относим сохранение высоких инфляционных ожиданий, волатильность обменного курса и некоторое увеличение зарплат, в первую очередь за счет повышения минимальной оплаты труда. Активное вмешательство в тарифообразование госкомпаний в части коммунальных услуг населению со стороны госорганов будет сдерживать рост цен, учитывая, что вес данных услуг в потребительской корзине равен примерно трети».

И в этот еще несовершенный механизм он вкручивает свой шуруп, очень важную деталь: «По нашему мнению, ослабление тенге в 2018 г. в настоящее время, еще не в полной мере транслировалось в цены. Давление на инфляцию со стороны потребительского и инвестиционного спроса, на наш взгляд, сохранится. Несмотря на то, что расходы госбюджета сокращаются, трансферты Нацфонда замещаются средствами из внебюджетных фондов – Нацбанк, ЕНПФ, в том числе за счет расходов нацхолдингов. Как следствие, мы ожидаем инфляцию на уровне 5,4% по итогам 2019 года».

При этом, он, однако не исключает, что «в текущем году управляемое снижение роста цен продолжится, в результате, инфляция легко может уйти ниже 5%».

Короче, нужно читать мантры. Не только тем, кто у власти, но и тем, кто под этой властью. И будет всем счастье…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.