Торг уместен? Часть I

А не захочет ли власть после такого экспириенса перейти полностью на хозрасчет: чтобы сельчане напрямую содержали министерство сельского хозяйства, неблагонадежные граждане - МВД, а все диссиденты – МИД?

Случилось то, чего ожидали, но так не желали, компании и индивидуальные предприниматели: портал государственных закупок стал платным. Государственная компания Центр электронной коммерции, создавшая и поддерживающая веб-портал, теперь станет самоокупаемой. И, возможно, даже будет приносить доходы в бюджет за счет дополнительного сбора с бизнеса.

***

Правда, сам бизнес не понимает, за что ему такое счастье: платить многочисленные налоги и вот еще теперь – сборы за желание получить госзаказ. Так, например, субъекты бизнеса уплачивают: корпоративный подоходный налог – от 10 до 20%, социальный налог – 9,5%, НДС – 12%, обязательные пенсионные взносы за работников – 10%, а также социальные отчисления, медицинское страхование – примерно 5% и пр.

За доступ к порталу надо будет предварительно заплатить. От 2525 тенге до 308 050 тенге в год. Правда, если субъекты бизнеса захотят переходить от самых дешевых госзакупок к самым дорогим, им нужно будет доплачивать за это право. «Потолок» един для всех – 308 050 тенге в год.

Бенефициаром, то есть, выгодополучателем является АО «Центр электронной коммерции», который на днях был переименован в АО «Центр электронных финансов». Ну да, слово «коммерция» будто бы их 90-х, то ли дело – электронные финансы! А, главное, новый ник истине соответствует: госкомпания будет собирать миллиарды тенге на ровном месте! Вот что такое сервисная экономика!

портал государственных закупок

***

Сейчас на портале зарегистрированы более 200 тыс. участников. Обслуживание каждого из них обходится государству, как приблизительно подсчитали в министерстве финансов, в 12-13 тыс. тенге ежегодно.

Впрочем, точных подсчетов никто не делает и не ведет. Даже расходы на содержание веб-портала подсчитаны с большой погрешностью. И тарифы по доступу к порталу считали то ли в уме, то ли на пальцах. Дескать, сайт госзакупок обходится примерно в 2-2,5 млрд. тенге. Видите, какой разрыв – 0,5 млрд.! Но в скобках стоит заметить, что изначально в речах чиновников, продвигающих платность сервиса госзакупок, фигурировало всего каких-то 1,5 млрд.!

Но при этом, определяя тарифы, не забыли про то, что «текущую инфраструктуру» надо бы обновить.

Вероятно, планируют закупить новые компьютеры и лаптопы, поменять мебель в офисе, купить роскошные кресла, возможно, удастся обзавестись и новыми автомобилями – руководству такой представительной компании, которая чудесным образом, вмиг, перешла на самоокупаемость, негоже ездить на консервных банках.

Доходы ожидаются хорошие, а потому можно увеличить без напряга представительские расходы, запланировать дорогостоящие командировки: сегодня без обмена с зарубежными коллегами опытом – никуда.

И да, наконец, можно будет нанять еще кучу бездельников, которые так нуждаются в высоких зарплатах и бонусах!

***

Минфин, несмотря на сомнительность этого мероприятия, уверен, что идет в правильном направлении. Дескать, сайты госзакупок являются платными и в других странах – России и Грузии. Эти ссылки – очень сомнительного качества, и интернет-газета ЗОНАКЗ об этом писала.

Тем не менее, здесь своя арифметика: «Что касается методики расчета, он производится на основе среднестатистических данных за период 2016-2018 годы по участию на портале поставщиков, хотя бы раз участвовавших/либо заключавших договор в течение финансового года в госзакупках».

То есть, наш уважаемый минфин заходит с тыла. Он не считает, сколько действительно нужно новоявленному АО «Центр электронных финансов» на то, чтобы обеспечивать работоспособность портала, его безопасность и развитие. Он считает, сколько можно содрать шкурок с кроликов, то есть, с бизнеса, чтобы набрать сумму, которая родилась в воспаленных умах ответственных за это направление, чиновников. И которая, внимание, ничем не обоснована. Вообще.

Но, знаете ли, и здесь есть риски недосбора меда (тысячи смеющихся лайков): «Вместе с тем имеются риски недополучения доходов, так как не учитывался фактор неучастия ранее подававших заявки потенциальных поставщиков, а также программ-роботов, которые автоматически подавали заявки на все закупки в надежде получить контракты в случае несостоявшейся закупки из одного источника».

Риски умозрительные. Пакет госзаказа увеличивается из года в год, и количество компаний, несмотря на то, что бизнесу очень трудно существовать, тоже увеличивается. А потому есть хорошая новость: «В случае, если же будет установлено превышение полученных платежей от запланированных доходов, то разница будет перечисляться в бюджет Республики Казахстан, так как дивиденды от деятельности ЦЭК направляются в бюджет государству».

То, что Минфин, как ему думается, не позволит жировать этому хозрасчету, это, конечно, наивно. Потому что любая структура, имеющая доступ к незаработанным деньгам, имеет обыкновение приводить свои доходы и расходам к балансу. Не ЦЭК, а ЦЭФ (!) все обоснует, и у Минфина не найдется зацепок, к чему бы придраться.

В конце концов, мы все являемся живыми свидетелями того, как платят немногочисленные холдинги и многочисленнейшие квазигосударственные компании дивиденды правительству, которому они формально принадлежат. Если одной фразой: и платят формально.

(Продолжение следует)

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.