Ожидается ли в Казахстане вакуум власти в случае ухода Владимира Путина с поста президента России. Часть 5

Для нашей страны, судя по всему, относительно спокойные времена под, образно говоря, «зонтиком» Российской Федерации заканчиваются. Впереди ее, надо полагать, ждут непростые времена. Очень непростые

А, следовательно, трудно поверить в то, что, даже если вдруг им, по какому-то стечению обстоятельств, перейдет власть, они сумеют на какое-то более или менее продолжительное время поддерживать хоть какой-то порядок в стране и удержать ее от скатывание в неуправляемость и хаос. Не говоря уж о способности «произвести на свет хоть какой-то тип правящей идеологии». Тут опять-таки вспоминаются слова Петра Своика: «Общество, оно, получается, по-детски наивно (говорит): вот давай честные выборы, и все станет на свои места. А власть, она уже не по-детски, а по-аксакальски уперто: нет, ничего менять не будем, у нас есть Елбасы, под его руководством мы осуществим программу Казахстан-2050. Вот и никаких… Даже не заикаются о том, как мы будем жить при втором президенте и кто должен быть подготовлен. Это же не должно неожиданно появиться. Если мы не собираемся институционализировать власть и собираемся молиться следующему Елбасы, следующему президенту, то тогда мы должны, по крайней мере, знать, что вот он готовый, чтобы мы привыкли признавать его президентом. То есть власть ничего не рожает, общество рожает только очень опасные иллюзии. Ситуация достаточно не оптимистическая».

Ревизия потенциала казахстанской правящей власти и оппонирующих с ней сил особую актуальность приобретет, если верить К.Мандею и придерживающихся аналогичных представлений серьезных политических экспертов, тогда, когда в России дело, быть может, пойдет к тому, что В.Путин отойдет от власти. Казалось бы, какая тут связь?! На самом деле, она — самая прямая.

Пока В.Путин является президентом России, официальная Москва по отношению к Казахстану проявляет себя во многом как метрополия. Его встречи с главой РК были и остаются очень частыми. И неспроста, надо полагать, американская исследовательская структура Stratfor, которая считается настолько влиятельной и всезнающей, что ее иногда называют «теневое ЦРУ», в свое время – «Kazakhstan: Slipping Away From Moscow» — охарактеризовала их следующим образом: «В действительности, частые встречи Н.Назарбаева с В.Путиным больше выглядят, как встречи вице-министра со своим начальником, чем как двухсторонние саммиты». Обратной стороной такой реальности было то, что внутренние противоречия казахстанского истеблишмента как-то худо-бедно регулировались и не доводились до крайностей.

Но внутренние противоречия казахстанского истеблишмента приняли за последнее время – на фоне постепенного отхода от России и сближения с Западом — куда более острый и открытый характер. Утверждать, что тут есть какая-то взаимосвязь, сложно.

Но зато о том, что все более четко и четко обозначается разлад в среде самых близких союзников россиян, который, по-видимому, должен объясняться следствием осознания теми ослабления жесткой прежде хватки Кремля, можно сказать с большей определенностью.

Вот, к примеру, Белоруссия, чей президент А.Лукашенко еще недавно публично обвинял Казахстан в сближении с США и НАТО, в неверности к союзническим и партнерским обязательствам перед Россией и заявлял о невозможности объединения россиян с ним, в вопросе по Крыму выступила практически в поддержку Украины. И, соответственно, в ущерб позиции России. А Казахстан, в свою очередь, когда-то «подписался» на учения НАТО, проводившиеся на территории Грузии с соответствующей военно-политической подоплекой, и лишь потом, после жесткой реакции Москвы по отношению к тому мероприятию, отозвал свое согласие. То есть ввиду таких шагов со стороны Белоруссии и Казахстана невольно напрашивается вывод: а уж не спешат ли их элиты, еще продолжая считаться самыми близкими союзниками Москвы, успеть сделать больше приятного для США и Запада в целом, а заодно насолить России в ожидании смены для себя державы-покровительницы.

Со стороны Казахстана такие действия, насколько можно судить, уже достаточно давно предпринимаются. Взять хотя бы то, что наша страна еще до начала российско-грузинской войны снискала славу крупнейшего инвестора в экономику Грузии и взяла, к примеру, в 2006 году на себя обязательство по покрытию 87,5% ее потребности в природном газе. Чего, впрочем, российская сторона не дала выполнить, и позже «КазТрансГаз» покупал у Азербайджана «голубое топливо» для грузинской столицы по цене 400 долларов за каждую тысячу кубометров. Одним словом, тесные казахстанско-грузинские экономические связи – это явно надолго.

А между тем, как утверждал К.Мандей, в мире после В.Путина такие «геополитические соперники как Польша, прибалтийские государства и Грузия, останутся враждебными, потому что правящей идеологией каждой из этих стран является враждебность к России». Другими словами, западный эксперт полагает, что недружественный настрой официального Тбилиси, чьим едва ли не самым близким экономическим партнером из всех стран СНГ сделался Казахстан, по отношению к России вовсе не обусловлен одним только тем, что в России у реальной власти находился и продолжает находиться В.Путин.

Ну, а как поведет себя официальная Астана тогда, когда он уйдет оттуда? На такой вопрос у К.Мандея дан ответ в следующей фразе: «Такие страны как Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан и Армения отдалятся от России и разочаруются в ней». Тут обращает на себя внимание то, что Казахстан и Белоруссия называются первыми.

Отдалиться-то от России, наверное, можно. Ну а что же дальше? На это у К.Мандея такой ответ: «В конце концов, многие из этих стран наладят отношения с такими региональными гегемонами как Иран, сообщество мусульман-суннитов. В свою очередь, эти соперники России наверняка попытаются воспользоваться любым вакуумом власти».

В ряду называемых западным экспертом региональных гегемонов, которые могли бы рассматриваться как возможная замена России, Иран по отношению к Казахстану сразу отпадает. Потому что он является для официального Тегерана, образно говоря, слишком большим куском, который едва ли просто так будет оставлен целиком иранцам. Даже если в Казахстане возникнет вакуум власти, иранская сторона вряд ли позволит себе втянуться всерьез в политические процессы у нас в стране.

Следовательно, остается «сообщество мусульман-суннитов».

Одним словом, для нашей страны, судя по всему, относительно спокойные времена под, образно говоря, «зонтиком» России заканчиваются. Впереди ее, надо полагать, ждут непростые времена. Очень непростые.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.