Алматы. 13 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Схема поддержки аграрного сектора через «Цеснабанк» – не лучше и не хуже десятка похожих схем, по которым правительство и Национальный банк спасали банки, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
«Основная мысль, озвученная министром финансов, что деньги привлечены на возвратной основе. Таким образом позиция правительства очерчена четко — деньги банк должен будет вернуть с указанными процентами. Схема поддержки аграрного сектора через «Цеснабанк» – не лучше и не хуже десятка похожих схем, по которым правительство и Национальный банк спасали банки», — прокомментировал Р. Рысмамбетов для КазТАГ сообщение о причинах выделения более Т1 трлн на оздоровление АО «Цеснабанк».
Например, продолжил эксперт, в одном из банков заморожены депозиты квазигоссектора (национальных компаний) на 15 лет под низкий процент.
«Сложно дать точную сумму, однако недополученная прибыль государства в различных спасениях банков — в районе нескольких сотен миллионов долларов США. Банкам будет тяжело вернуть всю сумму», — предположил Р. Рысмамбетов.
В оправдание таких схем можно сказать, отметил эксперт, что не все пропавшие или замороженные деньги были украдены.
«Значительная их часть ушла в кредиты, в том числе и простым компаниям. Когда экономика основана на добыче и продаже природных ресурсов без значительных сдвигов на протяжении многих лет, нельзя считать, что банки могут быть здоровыми в кашляющей экономике. Кредиты лишь способ распределить блага от экспорта сырья», — подчеркнул Р. Рысмамбетов.
На вопрос, может ли банк в условиях мощной государственной поддержки превратиться в иждивенца, эксперт ответил, что «да, если кормить банки бесплатными госденьгами – можно сделать весь банковский сектор иждивенцем».
«Хочу отметить, что с вхождением Казахстана в Таможенный союз – наша экономика открылась крупным игрокам – России и Беларуси – которые могут накормить Казахстан и экспортировать на наш рынок любой объем продовольствия», — подметил Р. Рысмамбетов.
А значит нашему сельхозсектору, по мнению эксперта, привыкшему жить на субсидии – будет еще долгие годы непросто нарастить уровень своей конкурентоспособности.
«Цесна считалась фактически агробанком, который финансировал фермеров на пару с КазАгро. В этом смысле иждивение на успешных отраслях через получение субсидий – один из способов выживания сельского хозяйства Казахстана в его нынешней форме и на нынешнем уровне эффективности», — констатировал Р. Рысмамбетов.
На вопрос, не кажется ли ему подозрительной схема, по которой сначала государство выкупает аграрный портфель Цесны и только потом банк продается, эксперт ответил, что «не считает ее подозрительной».
«Так как это и был первоначальный план: очистить банк и передать в более эффективные руки, акционерам, которые могут попытаться сделать банк более эффективным», — подытожил Р. Рысмамбетов.
Напомним, ранее сообщалось, что с объяснениями причин выделения более Т1 трлн на оздоровление АО «Цеснабанк» выступил министр финансов Алихан Смаилов.
«Цеснабанк» являлся основным кредитором сельского хозяйства, у нас более 65% кредитов, которые были выданы именно «Цеснабанком», поэтому у нас была задача поддержать с одной стороны – агропромышленный комплекс. В первом транше мы приобрели кредитный портфель на 450 млрд тенге, во втором — на 604 млрд тенге», — сказал А. Смаилов на пресс-конференции в понедельник.
6 февраля АО «Финансовый холдинг «Цесна» продал контрольный пакет акций «Цеснабанка» АО «First Heartland Securities».