Как Жанар Калиеву и Kompetenz раскулачили

Какие потери понесет единственный акционер страховой компании Kompetenz из-за отзыва лицензии?

У страховой компании Kompetenz регулятор отозвал лицензию. Рядовое и довольно нередкое событие на казахстанском финансовом рынке, когда Нацбанк РК так поступает. Но каждый раз – со своим подтекстом.

Какое это решение? Справедливое, ожидаемое, единственно возможное, в интересах клиентов? Или, быть может, резкое, неожиданное, необоснованное – словно есть в этом заинтересованные третьи лица?

Раз, и никакого Компетенца

Хроника скандальной «кончины» Kompetenz короткая. Можно уместить ее в трех абзацах.

С 1 августа 2018 года и до 1 февраля 2019 года у компании были приостановлены лицензии по обязательным видам страхования – ей отдали на откуп только добровольное страхование автомобильного и воздушного транспорта.

24 января с.г. компания уведомила Нацбанк о том, что она планирует добровольно вернуть лицензию и реорганизоваться в ТОО без права проведения страховой деятельности.

30 января компания направила в Нацбанк проект реорганизации, а 31 января – план передачи страхового портфеля.

Но некоторые детали указывают на то, что в тот момент судьба страховой компании уже была предрешена.

Ее владелец Жанар Калиева хорошо помнит странный звонок: «13 дней назад мне позвонили и сказали: «Жанар, делай что-нибудь, нам приснилось, что на завтрашнем правлении Нацбанка твою компанию «прикроют». Я разозлилась на них, даже раскричалась: «Да вы что, ребята? Это какой-то плохой сон. Нет у них оснований, у меня прибыльная компания, без нарушений пруд.нормативов, активы многократно превышают обязательства, и вообще мы подали решение о добровольном уходе, какие документы просили у нас – мы предоставили. Не все, конечно, у нас гладко в стране, но мы же не Зимбабве?!». Я кричала в трубку так громко, что люди, которые находились вокруг, обернулись. На другом конце стояло смиренное молчание, смесь сожаления, жалости, грусти и твёрдой уверенности. Так, наверное, врачи объявляют о смертельном диагнозе, не забирая надежду, но и не давая утешения…».

Это исповедь единственного акционера компании Kompetenz, выложенная на личной странице в Facebook спустя 12 дней после того, как у компании отобрали лицензию.

Она брала время на то, чтобы осмыслить ситуацию, попытаться что-то предпринять, возможно, постучать в нужные двери, побывала на приеме у председателя Нацбанка…

Но время, судя по всему, было упущено.

Вещие сны видят некоторые товарищи…

***

Решить проблему собственности на просторах социальной сети невозможно. Просторы безграничны – возможности ограничены.

Очевидно, проблемы такого масштаба, когда речь идет фактически об уничтожении бизнеса и дела всей жизни, решаются в другом месте…

Владелец страховой компании и ее руководитель Жанар Калиева, считая решение немотивированным и необъективным, уже подала иск в Бостандыкский районный суд Алматы.

Да, в цивилизованном обществе справедливость ищут в судах. Но у нас она иногда запрятана так далеко, что даже отправители правосудия точно не знают, где она находится…

Вывод, которого не было?

Нацбанк дает понять обществу, что он – идеальный регулятор.

Пытаясь опередить Жанар Калиеву, которая объявила о проведении пресс-конференции, выпускает пресс-релиз. И некоторые СМИ в мгновение ока начинают пестрить заголовками типа «Руководство Kompetenz подозревают в выводе денег из компании за рубеж».

Один из руководителей Нацбанка оперативно раздает комментарии: дескать, мы обнаружили определенные сделки с признаками вывода активов – зарубежные контрпартнеры Kompetenz не подтверждают принятие премий, размер которых примерно составляет одну треть активов компании.

Жанар Калиева публично негодует, что перестрахование за рубежом (вообще-то это передовая мировая практика диверсификации риска) теперь инкриминируется как вывод капитала: «Некоторые неумные и мягко говоря нечистоплотные люди в Национальном банке, так неуклюже прикрывая незаконное приостановление лицензии, придумали историю с «выводом капитала» с такой замысловатой формулировкой — 1/3 от активов, с расчётом на несведущую публику. И не боятся, что это можно перепроверить».
«Активы компании к концу 2018 года составляли 5,1 млрд. тенге, страховые премии за 2018 год собраны на сумму 6,9 млрд. тенге, из них перестраховано на сумму 3,3 млрд., примерно половина рисков перестрахована в рейтинговых компаниях. Или математика не бьется, или имеется в виду, что через перестрахование «вывелось» 2,3 млрд. Эх, где они эти миллиарды? И почему цифры официальной отчетности так упорно не подтверждают сей шедевр «ума и изобретательности»?», — пишет Жанар Калиева на своей страничке в Facebook и обращает внимание на то, что с официального сайта Национального банка очень оперативно, несмотря на то, что компания Kompetenz пока еще существует, удалена вся ее отчетность.

«Если Нацбанк допускает предположение о «выводе капиталов» (я продолжаю настаивать, что капитал страховой компании невозможно так вывести, просто невозможно), то он вправе передать это в правоохранительные органы, и на этом его функция в этом вопросе прекращается. Для лишения же лицензии в законе не указано, что при вынесении такого решения можно руководствоваться предположениями», — Жанар Калиева уверена в своей правоте.

Банкет за ваш счет

Лицензия – это не пустая формальность. Сдав ее добровольно, Жанар Калиева, как успешная бизнесвумен, могла бы реализовать свои способности в другой сфере. У нее было такое право – закон предполагает, что лицензии лишаются те компании, у которых действительно все плохо, активов не хватает. А у Kompetenz активы почти в три раза превышают обязательства, внешне не проблемная компания могла благополучно поменять свой профиль.

Теперь же, когда это сделано принудительно, владелец бизнеса лишается всего, что было заработано нелегким трудом на столь сложном, да и, как оказалось, с совершенно непредсказуемым регулированием рынке.

Подсчитать, сколько потеряла владелец компании одним росчерком пера, не составляет большого труда. Активы известны, чистые обязательства были оценены в 500 млн. тенге. Получается, что добровольная реорганизация могла дать возможность собственнику сохранить активы на сумму более 4 млрд. тенге.

Теперь активами компании будет распоряжаться временная администрация. Она будет оценивать резервы, передавать портфель другим страховщикам или в Фонд гарантирования страховых выплат, определять его стоимость. Благо, активов немало. Есть где разгуляться…

Эдакое современное раскулачивание…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.