Россия по-прежнему не может эффективно бороться с «цветными революциями»

В период между событиями на Болотной площади в 2012 году и на Майдане Незалежности в 2014 году Россия наверняка разработала планы по противодействию «цветным революциям». Однако эти новые контрмеры, похоже, не приносят желаемого результата

Издание National Interest опубликовало статью Николаса Дж. Майерса под названием «Russia Still Cannot Combat Color Revolutions» — «Россия по-прежнему не может эффективно бороться с «цветными революциями».

В предисловии к ней говорится так: «Новые контрмеры России против «цветных революций», похоже, не приносят успеха».

Фото: Reuters

Далее в самой статье излагается следующее: «Вполне определенно казалось, что в период между подавлением проходивших в Российской Федерации в 2012 году протестных выступлений в связи с «рокировочным» возвращением Путина в Кремль и российским вторжением на территорию Украину после состоявшегося там в 2014 году Евромайдана Россия разработала планы по противодействию «цветным революциям». И речь идет не только о военных мерах: после протестных выступлений 2018 года в Ереване, в результате которых было свергнуто правительство Сержа Саргсяна, Россия неоднократно принимала нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москве с целью удостовериться в том, чтобы он не сойдет с курса на сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза.

И все-таки эти новые контрмеры, похоже, не приносят желаемого результата. Украина сейчас, несмотря на оказываемое на нее со стороны России дипломатическое, военное и экономическое давление, связана с Западом более тесно, чем когда-либо в прошлом. Российские оборонные структуры беспомощно следят за тем, как Армения и даже считающаяся верной союзницей Белоруссия стремятся наладить политические и военные связи с Западом, Китаем и другими державами. А теперь, вот, Соединенные Штаты играют прямо на руку российским пропагандистам: правительство США активно пытается свергнуть режим российского партнера — президента Венесуэлы Николаса Мадуро, — и Россия ничего не может с этим поделать».

Издание BloombergQuint со ссылкой на Bloomberg Businessweek опубликовало материал Марка Чемпиона под названием «Will Putin’s Empire Strike Out?» — «Нанесет ли удар империя Путина?».

В ней говорится так: «Осенью 1991 года, когда союзные республики от Армении до Украины одна за другой провозглашали независимость от Советской империи, советник Михаила Горбачева пытался убедить его принять подход своего соперника Бориса Ельцина, президента так называемой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: отпустить их восвояси. «Как только Россия воспрянет, они прибегут обратно», — записал советник в докладной записке. Ельцин же считал, что у России на то, чтобы восстановить свою традиционную сферу влияния, уйдет 20 лет. Сейчас, по прохождении 27 лет, одерживает ли Россия верх?

Россия испробовала разные способы влияния на своих соседей — от соблазна до принуждения. Она предлагала газовые субсидии, скупала стратегическую инфраструктуру, вводила торговое и энергетическое эмбарго, вмешивалась в выборы и использовала военную силу. Результаты представляются в лучшем случае неоднозначными. Россия и четыре бывшие союзные республики, объединившись, сформировали похожую на ЕС структуру — ЕАЭС или Евразийский экономический союз. Однако три прибалтийские республики, всегда выбивавшиеся из общего ряда, давно вступили в НАТО и Евросоюз. Из оставшихся же семи республик некоторые, кажется, теперь уже сделались попросту недосягаемыми. Да, Путин вернул России Крым, а российские войска оккупировали сепаратистские регионы — Приднестровье в Молдавии и Абхазию и Южную Осетию в Грузии, — но при этом он, по всей видимости, шансы на стратегическую интеграцию с двумя этими бывшими союзными республиками утратил…

Для стран же, ставших партнерами России по ЕАЭС, результаты пребывания в составе этой межгосударственной экономической структуры оказались неутешительными. Такие итоги главным образом обусловлены снижением курса российской валюты и ослабления экономики, пострадавшей от западных санкций. К тому же само появление организации по времени совпало с наступлением периода низких цен на нефть. На 2017 год Россия оставалась главным экспортным направлением только лишь для одной бывшей союзной республики – Белоруссии. Что же касается других постсоветских государств, их крупнейшими партнерами по экспорту тогда стали Европейский Союз или Китай.

Но Москва все еще располагает рычагами влияния на соседей, благодаря своей обширной территории, энергетическим поставкам, военной мощи и крупным русскоязычным общинам в некоторых из этих соседних стран».

В свете вышеизложенной информации представляется просто-таки удивительным вот что. Казахстан, самая восточная из всех этих постсоветских стран-соседей России, по объему своего экспорта в страны Европейского Союза занимает среди них самое первое место. Не Украина, не Белоруссия, а именно Казахстан удостаивается такой чести. Спрашивается: благодаря чему? Ответ прост: Казахстан, в отличие от непосредственно соседствующих со странами ЕС Украины и Белоруссии, поставляет туда главным образом не готовую продукцию и даже не полуфабрикаты, а попросту сырье. Попутно обеспечивает комиссионными доходами за счет транзита целый ряд стран, расположенных между ним самим и Западной Европой.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.