Вся власть – премьеру!

Как министры все свои задачи технично перекладывают на плечи премьера

Что-то с инвесторами не то, отвернулись они от Казахстана. Или с Казахстаном что-то не то…

Алихан Смаилов

Министр финансов Алихан Смаилов. (Фото: Турар Казангапов©)

В общем, наши чиновники в шоке от удручающей статистики. Особенно, министр финансов Алихан Смаилов: «Объем чистых инвестиций упал более чем в два раза, составив $3,8 млрд. в прошлом году. Также должен отметить, что прямые инвестиции в несырьевые секторы нашей экономики составляют всего лишь одну треть от общего объема».

Причины, конечно, начинаем искать в себе: отсутствует общая координация действий среди госорганов, нет привлекательных проектов, плохо продвигаем инвестиционный имидж за рубежом, не используются инструменты, созданные в МФЦА…

«Поэтому для нас особенно важно выстроить новые эффективные механизмы для привлечения прямых инвестиций. Возникла необходимость серьезно пересмотреть инфраструктуру в этой сфере», — совершенно уверен глава минфина.

***

Времена, когда иностранные инвесторы стояли в очереди перед воротами Казахстана, давно ушли в прошлое. Мы широко раскрывали эти ворота и пускали всех без разбору, раздавая каждому страждущему хорошие контракты, иной раз – в ущерб себе. Лишь бы инвесторы были довольны.

Не в последнюю очередь и по этой причине население не получило сколь-нибудь ощутимых материальных выгод от природных богатств страны.

Но скоро возможный максимум по заключению сырьевых контрактов был преодолен, а других инвесторов, готовых создавать в Казахстане современные производства, осуществлять трансферт технологий, инвестировать в инфраструктуру и пр., на горизонте не видно.

В 2014 году власть очень заволновалась по этому поводу. Тогда создали институт инвестиционного омбудсмена. Инвестиционный омбудсмен наделен правом рассматривать жалобы инвесторов и содействовать разрешению конфликтных ситуаций. Решения омбудсмена служат защите прав и интересов инвесторов, хотя и не накладывают какие-либо обязательства на государственные органы. Рассмотрение вопросов инвестиционным омбудсменом является формой досудебного и внесудебного урегулирования споров.

Первым эту почетную должность занял Асет Исекешев. Впрочем, он быстро уступил арбитраж министру по инвестициям и развитию Женису Касымбеку.

Забегая вперед, сообщаем: отныне инвестиционным омбудсменом будет не профильный министр, а сам премьер! На эту должность, между прочим, его назначил министр финансов…

Это, видимо, сделает схему взаимодействия иностранных инвесторов с властью очень простой. Нет ненужных посредников в разных министерствах, номинальный защитник интересов превращается в реального. И тут уж от него зависит, как и в чью пользу будет решен каждый конкретный спор. Когда не работают законы и правосудие, приходится уповать только на личные решения и личную ответственность.

Если следовать этой логике вещей, то надо переназначить всех омбудсменов разом: финансовым омбудсменом пусть станет глава Национального банка Казахстана, детским омбудсменом – министр образования или на крайний случай министр социальной защиты. Вот тогда мы заживем!

***

Некоторое время назад, казалось, было принято единственно верное решение – в работе с иностранными инвесторами применить принцип «одного окна». Эта возможность – получить квалифицированную консультационную помощь и госуслуги в одном месте появилась у иностранных инвесторов в 2016 году.

Однако «новая философия отношений с инвесторами» быстро сошла на нет.

Затем попытались переложить обязанность за привлечение иностранных инвесторов на дипломатические миссии Казахстана за рубежом и даже спихнуть ответственность на акиматы, которые понятия не имеют, как вести бизнес и на каком языке говорить с иностранцами.

Понимая, что это тупиковый путь, один из иностранных инвесторов предложил, в духе времени, учитывая нашу страсть к стразам, создать некий совет по инвестициям среди регионов.

Но наши чиновники за формулировками в карман не лезут! Они уже отбросили идею с регионами и сейчас заняты созданием «новой архитектуры работы с инвесторами».

«Продвижение проектов в рамках новой архитектуры будет следующим: на первом этапе – централизованный сбор всех потенциальных инвестпроектов в «Фабрике проектов», — бодро поясняет министр финансов. На втором этапе их обработка и анализ на базе Kazakh Invest с привлечением экспертов МФЦА и консультантов. Приведение проектов в понятные для иностранных инвесторов форматы. Третий этап – продвижение готовых, «упакованных» проектов, используя имеющиеся каналы МФЦА и инфраструктуры МИДа. Четвертый этап – заключение контрактов на базе инвестиционного хаба с использованием юридической инфраструктуры МФЦА».

Впрочем, управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов какую-либо ответственность за масштабы привлечения иностранных инвесторов в Казахстан и объемы их капитала брать на себя не собирается.

Посмотрите, как филигранны его формулировки: «Мы считаем, что формируемая инвестиционная вертикаль выведет работу с иностранным капиталом на новый уровень. Администрация МФЦА станет рабочим органом координационного совета, основные функции которого – организация офиса омбудсмена премьер-министра Казахстана, подготовка документов для инвестиционных проектов, выработка финансовых стандартов и моделей».

***

Есть одно новшество. Создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций. Опять-таки – под председательством премьер-министра РК.

Вся власть – премьеру! И ответственность – тоже…

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.