Кто вывел за рубеж 1,5% от ВВП Казахстана?

Сухая статистика может быть многоговорящей. Особенно, когда ее комментируют не ангажированные эксперты

Инвестиционная компания Halyk Finance Research опубликовала «Макроэкономический отчет за 1 квартала 2019 года», в котором его аналитики заодно подвели итоги 2018 года и сделали очень важные комментарии и прогнозы на будущее.

Экономический рост и стоимость нефти

Факт: Рост экономики Казахстана в первом квартале 2019 года немного замедлился до 3,8% г/г с 4,1% г/г в 2018 году и оказался в рамках прогноза правительства на весь текущий год.

Дмитрий Шейкин и Асан Курманбеков, авторы отчета, ожидают, что замедление экономики будет иметь место и во втором квартале — вследствие снижения добычи нефти из-за технических работ на крупнейших месторождениях страны. «В этих условиях наращивание госрасходов, направленных на повышение доходов населения, будет поддерживать рост активности в несырьевой сфере за счет потребления», — уверены они.

Факт: Стоимость нефти на протяжении всего первого квартала непрерывно росла, корректируясь после падения до $50 в конце 2018 года, и в настоящее время превышает $70 за баррель.

«Быстрое восстановление цен на нефть, тем не менее, не сопровождалось сопутствующим движением в обменном курсе, который находился на пиках у отметки в 380 за доллар США, и 5,9 за рубль, в очередной раз демонстрируя высокую гибкость нацвалюты в сторону ослабления нежели в сторону укрепления. Учитывая, что рост цен на нефть усиливает нагрузку для мировой экономики, которая по ожиданиям замедлится в текущем году, импульсы для роста казахстанской экономики со стороны нефтяных цен и нефтедобывающего сектора ограничены», — эксперты рисуют, можно сказать, удручающую перспективу.

Доходы населения и рынок труда

Факт: Ситуация с доходами населения улучшилась в 2018 году, доля доходов в ВВП повысилась до 34,1% с 33,9% в 2017 году.

Однако, отмечают авторы исследования, в разбивке по компонентам доходы населения демонстрируют негативную тенденцию – доля доходов от работы по найму упала до минимума в 63,3% в общих доходах, доходы от самозанятости и предпринимательства не изменились, как следствие резко выросла доля доходов населения от пенсий до 18,3%. Отметим, что с учетом занятых в госсекторе и нацхолдингах, по нашим оценкам, совокупно вместе с пенсиями и пособиями обеспечивается около 40% доходов населения, что примерно на 5пп выше, чем до падения цен на нефть в 2014 году.

«Сокращение доли доходов от работы по найму говорит о наличии существенных затруднений в развитии несырьевого сектора, а решение о повышении минимальных зарплат подчеркивает проблемы частного сектора, вследствие которых зарплаты не росли в последние годы, — считают аналитики Halyk Finance Research. — В итоге можно сделать вывод, что довольно неплохой экономический рост в Казахстане в последние 2 года не трансформировался в рост реальных зарплат, в результате чего приходится, помимо всего прочего, использовать средства Нацфонда и задействовать механизмы нерыночного административного воздействия на инфляцию для улучшения благосостояния населения».

Повышение минимальных зарплат и пенсий в сочетании с двузначным реальным ростом потребительского кредитования и субсидированием ипотеки со стороны государства стимулируют потребительскую активность населения на уровне прошлого года. Рост розничной торговли составил выше 6% г/г в марте 2019 года.

Факт: На рынке труда наблюдалось повышение спроса на рабочую силу, количество занятых выросло до самого высокого показателя за всю историю в 8,8 миллионов!

«При этом рост номинальных зарплат достиг 10% г/г, но поступления по индивидуальному подоходному налогу в бюджет демонстрируют отрицательную динамику (-2,6% г/г в 1кв2019г.)», — отмечают аналитики и начинают сомневаться в том, растут ли зарплаты в реальности.

Инвестиции и отток капитала

Факт: Рост инвестиций в первом квартале 2018 года сохранялся на высоком уровне в 7% г/г.

«Однако половина всех инвестиций была направлена в добычу нефти и газа, тогда как в обрабатывающей промышленности инвестиции упали почти на 50% г/г.», — такая изящная ремарка экспертов.

Факт: Согласно уточнённой статистике НБРК за 2018 год, отток финансовых ресурсов в рамках финансового счета составил $2,6 млрд. против притока в размере $5,5 млрд. в 2017 г.

Авторы исследования проанализировали исторические данные и обнаружили, что за последние пять лет в республику наблюдался приток капитала ($5,5 млрд. – $9,7 млрд.) в рамках финансового счета. А в 2018 году маятник качнулся в другую сторону – зафиксирован отток – $2,6 млрд.!

«В рамках анализируемого периода приобретение активов резидентами в рамках финансового счета преобладало над принятием ими обязательств перед нерезидентами», — стилистически нейтрально формулируют свои выводы эксперты. Но ведь это сенсация: в прошлом году зафиксирован отток капитала в размере 1,5% (!) от ВВП.

Конечно, это не означает, что кто-то взял и перевел фантастическую сумму на свой зарубежный счет.

«Оттоку ресурсов по финансовому счету способствовало чистое кредитование нерезидентов в размере $2,6 млрд. в рамках счета «портфельные инвестиции», по счету «прочие инвестиции» в размере $4,7 млрд. В рамках портфельных инвестиций произошло уменьшение обязательств резидентов за счет выкупа акций и глобальных депозитарных расписок АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», за счет увеличение держания резидентами суверенного долга республики с Т8,6 трлн. до 10,1 трлн. (по данным Центрального депозитария ЦБ), а также за счет сокращения обязательств перед нерезидентами банками (АО «Казкоммерцбанк») в размере $300 млн. В рамках счета прочие инвестиции наблюдается увеличение кредитования резидентами в рамках приобретения обязательств разной срочности», — поясняют аналитики.

Инфляция

Факт: По итогам первого квартала 2019 года инфляция замедлилась до 4,8% с 6,6% годом ранее.

Снижение инфляции в Казахстане – экономический парадокс. Дмитрий Шейкин и Асан Курманбеков отмечают, что «Инфляция продолжает игнорировать сильный про-инфляционный фон: влияние слабого тенге, высокий уровень инфляционных ожиданий населения, стимулирующую фискальную политику».

По их мнению, из-за этого происходит накопление рисков, в особенности вследствие перехода монетарной политики к смягчению.

Национальная валюта

Факт: В марте текущего года новое руководство Национального Банка в лице Е. Досаева сделало заявление о преемственности проводимой макроэкономической политики совместно с правительством республики Казахстан. Согласно заявлению, НБРК намерен обеспечивать стабильность на валютном рынке, обладая всем необходимым инструментарием для предотвращения спекулятивных операций с обменным курсом тенге.

Что собственно означает эта преемственность? Увы, но в части курсообразования национальной валюты она подразумевает сохранение режима ее «свободного плавания». В то, что курс нашей валюты определяется рынком, и в то, что она действительно «свободна» — трудно поверить: несмотря на высокий уровень цен на энергоносители и укрепления котировок по паре USDRUB, национальная валюта находится на стабильно «слабых» уровнях. И все – в угоду экспортерам, а также для управления дефицитом торговли с основными странами-торговыми партнёрами.

И здесь вряд ли, уверены эксперты, стоит ждать перемен: «Такая динамика курсообразования прогнозируется нами до конца текущего года, при условии сохранения сложившейся геополитической и макроэкономической ситуации в мире».

«Курс национальной валюты по отношению к доллару США будет изменяться в рамках узкого коридора значений 374 тенге (линия поддержки) и 385 тенге (линия сопротивления). По результатам текущего прогнозного раунда наш годовой прогноз по паре USDKZT составляет 375 тенге за доллар на конец года и 376,5 тенге в среднем за период», — полагают исследователи.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.