Итоги выборов в Европарламент отражают усугубление кризиса политики мультикультурализма

Поскольку сейчас сами европейцы уже вынуждены по факту признавать подобную политику провальной, Казахстану тоже надо бы, наверное, еще раз оценить свою аналогичную политику

Газета Daily Sabah опубликовала статью Эральпа Ярара под названием «Rise of far-right parties in EP elections threatens Turkey-EU relations» — «Успех крайне правых партий на выборах в Европарламент грозит негативными последствиями взаимоотношениям Турции и Европейского Союза».

В ней говорится так: «Анализируя первые результаты выборов, можно удостовериться в том, что у традиционных, ведущих, центристских политических партий властные позиции и полномочия в парламенте теперь будет ослаблены, а у выступающих против истеблишмента партий, включая «зеленых» и крайне правых популистов, — усилены.

«Результаты выборов в Европейский парламент представляют собой еще одно подтверждение набравшей в последнее время силу тенденции к ослаблению центристских политических партий и укреплению небольших тематических политических партий», — заявил в беседе с корреспондентом газеты Daily Sabah наблюдатель из Германии Айдын Энес Сейданлыоглу.

Во Франции и Италии евроскептические, крайне правые, националистические политические партии лидируют в соцопросах, а в Великобритании евроскептическая националистическая партия Brexit, возглавляемая Найджелом Фаражем, определенно вышла на первое место по итогам выборов в Европейский парламент, набрав 31,7 процента голосов.

Крайне правые политические партии и группы известны своим враждебным отношением к миграции, мультикультурализму и европейской интеграции.

Выступая с речью в Милане, вице-премьер и глава МВД Италии Маттео Сальвини заявил: «Рождается новая Европа. Я горжусь тем, что «Лига» участвует в этом новом европейском ренессансе».

«Не одна только «Лига» пришла первой на выборах в своей стране, в Италии, схожих успехов добились партия Ле Пен во Франции и партия Найджела Фаража в Великобритании. Все это говорит о том, что Европа меняется», — добавил он».

Маттео Сальвини

Видимо, Маттео Сальвини прав. Дальне-зарубежная Европа действительно меняется, если в трех из четырех крупнейших западноевропейских государствах на выборах в Европарламент победу одержали крайне правые партии, а в крупнейшей на континенте стране, в Германии, их единомышленники из «Альтернативы для Германии» заняли четвертое место, улучшив свой результат 2014 года с 7,1 процента до 10,8 процента. Важными сейчас представляются не столько вышеназванные успехи этих альтернативных европейских политических сил, сколько тенденция, свидетельствующая о поступательном росте их популярности среди населения континента в целом.

Одним словом, та Европа, какой ее мир за последние десятилетия привык видеть, сходит со сцены. Рождается, говоря словами Маттео Сальвини, новая Европа. Другая Европа. И на таком фоне становится очевидным то, что европейский мультикультурализм (направленный на развитие и сохранение в отдельно взятой стране культурных различий и базирующийся на признании прав за такими коллективными субъектами, как этнические и культурные группы), который противопоставляется концепции американского «плавильного котла» (предполагающего слияние всех культур в одну), терпит крах. Значит ли это то, что мультикультурализм в качестве идеи объединения людей различных традиций, устоев и культур в один социум, подружив их между собой и привив им взаимоуважение, является тупиковым путем?

Такая постановка вопроса на самом деле очень актуальна и для действительности государственной политики Казахстана, и для понимания осуществляемости идущих испокон века традиции казахов по обеспечению гармоничного сосуществования различных этнических или родоплеменных групп.

В течение большей части двадцатого века – а именно с середины 1930-ых годов до почти середины 1990-ых годов (а именно – до 1994 года) – Казахстан был республикой с преимущественно европейским населением. Поныне наша страна с ее во многом постиндустриальным общественным сознанием продолжает сохранять верность курсу созданной и доведенной именно им до определенного уровня цивилизации. В том числе – и идее интернационализма, которая в условиях государственной независимости Казахстана фактически приобрела форму той самой политики мультикультурализма, активно пропагандируемой в стране и за рубежом как инструмент обеспечения созидательного мира и согласия в многонациональном казахстанском обществе. Но продолжалось и продолжается это по инерции, а также вослед примеру и активно навязывавшимся урокам Европы.

Но, поскольку сейчас сами европейцы уже вынуждены по факту признавать подобную политику провальной, Казахстану тоже надо бы, наверное, еще раз оценить свою аналогичную политику. Оценить на предмет ее адекватности нынешним реалиям, а также вызревающим тенденциям.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.