Алматы. 14 июня. КазТАГ – Способ контролировать места подземных ядерных взрывов разработали ученые Казахстана и России, сообщает пресс-служба Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) им. А.А. Трофимука Сибирского отделения (СО) Российской академии наук (РАН).
«Радиоактивные вещества, оставшиеся в недрах после проведения подземных ядерных взрывов, могут распространяться в окружающую среду. Чтобы следить за вероятным процессом радиоактивного заражения поверхности, нужно регулярно контролировать ситуацию в местах подобных испытаний. Для этого необходимо проводить комплекс геоэкологических исследований, включая такой геофизический метод, как сейсморазведка – над адаптацией этой технологии для решения экологических задач сотрудники ИНГГ СО РАН работали совместно с Институтом геофизических исследований Национального ядерного центра (НЯЦ) Казахстана», — говорится в сообщении в пятницу.
По словам ученых ИНГГ СО РАН, подземные ядерные испытания с различными целями велись практически по всему Советскому Союзу – только на территории Сибири было выполнено более 30 «мирных» взрывов.
«В основном, их использовали для решения народно-хозяйственных задач: в качестве источника упругих колебаний при изучении геофизическими методами строения верхних оболочек Земли – литосферы и верхней мантии, для создания инженерно-технических сооружений (плотин, отвалов, подземных полостей), а также для интенсификации добычи углеводородов», — уточнили в институте.
Как подчеркнул старший научный сотрудник лаборатории глубинных геофизических исследований и региональной сейсмичности ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Беляшов, «несмотря на мирные цели, последствия от таких ядерных испытаний далеко не безвредны».
«Радиоактивные остатки, образованные в результате взрыва, долгие годы сохраняются в недрах. При определенных геолого-тектонических и гидрогеологических условиях может произойти перенос этих веществ во вмещающую среду вплоть до дневной поверхности», — подчеркнул ученый.
По его словам, атмосферные ядерные взрывы, безусловно, представляют существенную угрозу окружающей среде, но, учитывая в основном поверхностный характер загрязнения, последствия от таких испытаний намного проще обнаружить и ликвидировать – зараженный грунт можно рекультивировать.
«А вот устранить источник радиации на глубине в сотни метров практически невозможно», — добавил сотрудник ИНГГ СО РАН.
Ученые отмечают, что остается только выявлять подповерхностные пути миграции радионуклидов и пытаться прогнозировать и контролировать процессы переноса радиоактивных остатков к поверхности.
«На территории Семипалатинского полигона, в местах проведения скважинных ядерных испытаний, на уровне дневной поверхности, выявляются техногенные радионуклиды, например, тритий. Этот факт свидетельствует о наличии в геологической среде проницаемых структур, представляющих собой объединенную систему естественных и наведенных трещин. Вдоль этих структур из очаговых областей подземных ядерных взрывов вместе с грунтовыми водами радионуклиды выносятся на дневную поверхность, попадая, в том числе, и в поверхностные воды – реки, ручьи, озера», — указал Беляшов.
Для решения проблемы на Семипалатинском полигоне российские и казахстанские специалисты разработали специальную методику изучения недр в местах проведения подземных ядерных взрывов. С помощью сейсмических методов ученые могут выявить в подповерхностном пространстве проницаемые структуры, вдоль которых вместе с грунтовыми водами перемещаются радиоактивные остатки. Используя эту методику, отмечают ученые, «можно прогнозировать участки локализации радионуклидов и пути их возможного распространения грунтовыми водами».
«Мы адаптировали стандартный сейсмический метод рефрагированных волн на P и S волнах для изучения последствий от подземных ядерных испытаний. Уникальность ситуации заключается в том, что разработка метода осуществлялась на участках с реальными ядерными взрывами в условиях трехмерно-неоднородной геологической среды», — сказал ученый.
Отмечается, что определены оптимальные параметры системы наблюдений – ее конфигурация, характеристики источника сейсмических колебаний, расстояния между пунктами возбуждения и точками регистрации, тип и технические параметры аппаратуры.
«Полевые данные мы обрабатываем с помощью специальных программ, строим структурно-скоростные разрезы, рассчитываем некоторые физические свойства среды, выделяем и картируем по площади потенциально проницаемые структуры», — отметил сотрудник института.
По мнению ученых, данную методику можно применять на любом объекте, где проводились подземные ядерные взрывы.
«Эти наработки могут быть использованы в рамках Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Россия ратифицировала в 2000 году. Договор, в случае проведения несанкционированного ядерного испытания, предусматривает выполнение инспекции на месте, включающей, в том числе, и активные сейсмические наблюдения за состоянием среды. В будущем на основе уже существующих разработок можно было бы создать систему постоянного инженерно-геологического мониторинга. Она позволит контролировать ситуацию на территориях проведения подземных ядерных испытаний», — заключил Беляшов.