Алматы. 1 августа. КазТАГ – Владимир Радионов. Военные пенсионеры за защитой своих прав на жилье намерены обратиться в Конституционный совет (КС) РК, сообщила адвокат Айман Умарова.
«По данным министерства обороны (МО) РК, сегодня в жилье нуждаются 664 военных пенсионеров. Часть обратились ко мне за защитой своих прав. Несмотря на детали, общая и главная проблема – это изменение законодательства, согласно которым отменяются компенсации и выдача жилья пенсионерам. Мне представляется, что парламент принял изменения в закон, и таким образом ущемил права тех, кто служил до принятия этого закона. Поэтому правильным будет обратиться в КС за разъяснением, насколько принятие подобных изменений конституционно (мне кажется, что это неконституционно). Поскольку рядовые граждане обращаться в КС не могут, будем инициировать обращение через депутатов и госорганы», — сказал Умарова на пресс-конференции в четверг.
Также она полагает, что необходима проверка деятельности МО антикоррупционной службой (агентством РК по противодействию коррупции).
«В прошлом году минобороны не освоило Т47 млрд (к слову сказать, решение жилищной проблемы всех 664 пенсионеров стоит всего Т18 млрд). Поскольку средства МО не осваивает, тут может быть коррупционная составляющая – попросим антикоррупционную службу проверить, как они осваивались. Надо обратить внимание на тот момент, как чиновники МО, запрашивая средства из бюджета, обосновывали свои требования: Т47 млрд недоосвоения – это не 1 млн! Обманывали, когда запрашивали средства? Или это недоосвоение – экономия на нарушении прав человека?» — полагает Умарова.
Для решения вопроса с выделением жилья военным пенсионерам адвокат намерена привлечь своих коллег, потому что, несмотря на общую проблему, в каждом случае есть особенности и детали.
«Они (военные пенсионеры – КазТАГ) обращались к президенту, премьер-министру, спикеру мажилиса парламента, министру обороны, и ни один из этих чиновников публично проблему не озвучил. Впору МО вместо пенсионных удостоверений выдавать военным пенсионерам удостоверение «Офицер БОМЖ», чтобы четко отразить отношение к ним. Военные становятся социально-уязвимой группой, а я знаю, что такое социально-уязвимые люди – они могут быть использованы провокаторами для дестабилизации ситуации в стране. Поэтому вопрос с обеспечением жильем и другими положенными льготами военнослужащим надо решать», — резюмирует Умарова.
В качестве иллюстрации свою историю рассказала супруга военнослужащего Анна Котлова.
«Мой муж имеет 27 лет службы в КНБ, ему предоставили служебное жилье. Он ушел на пенсию, но в июле этого года поступил иск о выселении, так как он уже не является сотрудником КНБ. И это несмотря на то, что он является пенсионером по здоровью», — рассказала Котлова.
По ее словам, иски о выселении военных пенсионеров возникают периодически.
«Я сама адвокат, и защищала интересы военных пенсионеров, выселяемых из служебного жилья. С большим трудом нам удавалось отстаивать эти квартиры. Суды первой инстанции, как правило, принимают решение в пользу государства, и только после привлечения общественного внимания решения пересматриваются – так было в моей практике», — добавила Котлова.
Напомним, в январе в интернете было распространено видео, где протестующие требовали льготы и компенсации для действующих и отставных военных Казахстана.
В числе требований к государству были: выплата 100%-й денежной компенсации всем военным пенсионерам по Казахстану, в том числе тем, кто служили в закрытых военных городках, кто проживают в общежитиях в полном объеме за 23 года; одиноким женщинам-пенсионерам вооруженных сил – выплатить денежную компенсацию «в двойном размере», то есть по Т10 млн каждой женщине; каждый казахстанский действующий военнослужащий, который достиг пенсионного возраста, но продолжает службу, по мнению протестующих, должны получать по $70 в сутки при командировках; полный капитальный ремонт служебного жилья военных. Также активисты потребовали обеспечить военных правом жить в служебных квартирах до конца службы, без права их принудительного выселения.
26 января в минобороны заявили, что более 700 военных пенсионеров, проживающих в закрытых и обособленных военных городках, а также жилищах, не подлежащих приватизации, попадающих под нормы нового жилищного законодательства с выслугой в календарном исчислении 10 и более, но менее 20 лет, «обеспечиваются жильем путем обмена». При этом, кто согласится меняться с военным пенсионером своим жильем на то, которое расположено в закрытом военном городке, в минобороны тогда не уточнили.
20 мая сообщалось, что в Алматы военные пенсионеры Талдыкорганского гарнизона, уволенные с воинской службы без предоставления жилья, потребовали внести изменения в законодательство по вопросам жилищных отношений. В своем обращении к президенту Казахстана и правозащитникам они сообщили, что они, «уволенные с воинской службы без предоставления жилья, не реализовали свои права на жилище, остались без собственной крыши над головой». Также военные пенсионеры заявили о нарушениях жилищного законодательства Талдыкорганским гарнизоном.