Война Миров. Вашингтон и Пекин обмениваются экономическими ударами

Мировая торговая война продолжается

Президент США Дональд Трамп вновь продемонстрировал свою неспособность договариваться. Американо-китайские переговоры по торговым вопросам снова прерваны и на экономических фронтах очередное обострение. Введение Белым домом 10% дополнительных пошлин на китайские товары общей стоимостью $300 млрд. не могло не иметь последствий. Поднебесная ответила прекращением закупок американской сельхозпродукции и девальвацией юаня по отношению к доллару. В ответ на понижение курса юаня Вашингтон официально присвоил Китаю статус валютного манипулятора. Биржи тем временем лихорадит, а инвесторы пытаются определиться с убытками.

торговая война

(vybor.news)

Новый виток торговой войны между США и Китаем не щадит ни бедных, ни богатых. Всего за один день падения биржевых котировок 500 богатейших людей планеты «ужались» на $117 млрд по подсчетам агентства Вloomberg. Наблюдаемое сегодня между Вашингтоном и Пекином противоречит прогнозу немецкого философа Иммануила Канта, который полагал, что жажда денег и дух торговли заставят государства отказаться от войн. В реальности же получается, что войны стали вестись экономическими методами.

Эксперты полагают, что президент Трамп развязал торговую войну с Поднебесной – которая периодически берет тайм-ауты – не только для решения проблемы торгового дисбаланса, но и с целью сохранения технологического лидерства США. Дело в том, что Пекин проводит в жизнь масштабную программу «Сделано в Китае – 2025», которая призвана обеспечить китайское лидерство в высокотехнологических областях. Отсюда и американские жесткие действия против китайских передовых гигантов вроде Huawei.

Новые пошлины Дональда Трампа начинают действовать с 1-го сентября, и теперь не осталось каких-либо групп китайских товаров на рынке США, которые не облагаются повышенными тарифами. Все предыдущие пошлины вводились Вашингтоном против тех продуктов из Поднебесной, которые могут быть с легкостью замещены поставками других стран. Новые тарифы будут применяться в основном к тем китайским товарам народного потребления, альтернативы которым фактически нет. В итоге получается, что сейчас американская администрация не останавливается даже перед действиями, которые могут нанести прямой ущерб национальной экономике и потребителям.

Принимая во внимание масштабы экономик, которые наращивают эскалацию торгово-валютной войны, все это отражается на глобальной экономической картине. Например, поставки продовольствия из США в Китай будут замещены сельхозпроизводителями из стран Латинской Америки. По сравнению с прошлым годом, упал грузооборот портов и грузовых терминалов аэропортов.

Неприятности от экономической войны Вашингтона и Пекина разные, однако их хватает на всех. Для России замедление роста мировой экономики, а в каких-то случаях и рецессия, означают падение спроса на нефть, которая остается главными источником валютных поступлений для Москвы. В Германии – ключевой экономике Евросоюза – уровень промышленного производства в июне упал на 1,5% по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Падение экономических показателей в ЕС прямым образом отражается на спросе российских энергоносителей. Австралия, чья экономика считается сырьевой, сильно завязана на спрос в Китае, поэтому проблемы на рынке Поднебесной сразу ухудшают ее экономические показатели.

Американские эксперты опасаются того, что последняя история с повышением пошлин на китайские товары может превратить Пекин из экономического соперника Вашингтона в его врага, а это уже качественно иные расклады и последствия. Столь жесткое противостояние с Китаем не отвечает национальным интересам США, но часто последовательность тех или иных событий имеет свою внутреннюю логику и не сообразуется с ключевыми нуждами.

Для Поднебесной экономическая война с Вашингтоном – это еще и вопрос национальной гордости. Китайская элита очень хорошо помнит, как в XIX веке империалистические державы делили китайскую территорию на сферы влияния и закабаляли неравноправными договорами. В таких условиях Пекин не может сдаться без боя. К тому же в XXI веке у него есть возможность жестко и болезненно ответить любому противнику.

Слабым местом США выступают их сельхозпроизводители, поэтому совершенно не случайно, что китайские власти нанесли прицельный удар по ним. Поставщики сои и кукурузы пострадали больше всех. По данным Минсельхоза, долги аграриев достигли $409 млрд, увеличившись за год на $24 млрд. Для аграрного сектора США, переживающего сильнейший спад за тридцать лет, приостановка поставок на рынок Китая – это очень болезненная проблема. Все указывает на то, что данная мера Пекина отнюдь не временная, поскольку закупки пшеницы и сои в России значительно выросли за последние дни.

Ослабление юаня воспринято наблюдателями как проявление жесткой позиции Китая. А вот насчет дальнейших действий Белого дома у экспертов общей оценки нет. Пока очевидно только то, что президент Трамп не умеет стратегически реагировать на системно новые вызовы и угрозы. Так, его попытка запугать Северную Корею с треском провалилась. Свергнуть режим Николаса Мадуро в Венесуэле не получается, хотя уже есть планы по работе с Каракасом «после Мадуро». Когда Иран принял вызов Вашингтона в Персидском заливе и повел игру на повышение ставок – США сделали паузу и отказались от дальнейшей эскалации напряженности. Поэтому жесткая ответная игра Поднебесной запросто может привести к тому, что хозяин Овального кабинета включит заднюю передачу.

Лозунг «Америка превыше всего» привел к тому, что американо-китайская торгово-валютная война протекает в условиях, когда Вашингтон помимо противостояния с Пекином участвует в санкционной войне с Россией, у него напряженная торговая ситуация с Евросоюзом, Японией, Канадой и Мексикой. Отдельным блоком выступают экономические проблемы, которые возникли по линии отношений с Венесуэлой и Ираном. С Турцией у США тоже далеко не все в порядке. Не очень обременительные взятые по отдельности, «некитайские» издержки Белого дома в итоге создают кумулятивный эффект, который негативным фоном давит на позицию Вашингтона.

Задиристая политика Дональда Трампа привела к неожиданному результату. США теперь все большее количество государств не любят, но при этом все меньше боятся. Разумеется, хозяин Белого дома может отдать приказ и продемонстрировать мощь американского оружия, но здесь последствия не гарантированные. Президент Трамп побоялся нанести военный удар даже по Ирану, а запугивать армейскими мускулами Китай вообще бесперспективно.

Пожалуй, самая неразмеченная территория – это госдолг США и Китай. В мае текущего года Пекин сократил вложения в американские долговые казначейские обязательства на $3 млрд. Вроде бы немного, но если суммы последнего года сложить вместе, то «по мелочи» Пекин сбросил ценных бумаг госдолга США на $60 млрд. Одни наблюдатели расценивают это как форму напоминания Белому дому о козырях в руках Поднебесной, другие видят в происходящем в первую очередь внутренние потребности Китая, которому нужно компенсировать потери от торговой войны с США и вкладываться в «Пояс и Путь». Но даже если торгово-валютная война Трама присутствует здесь опосредованно, все равно она воздействует как один из базовых факторов.

Не похоже, чтобы начиная новый виток экономического противостояния с Пекином, Дональда Трамп просчитал последствия на несколько шагов вперед.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.