Жанат ТУКПИЕВ – «Реформы, недоброжелатели и ментальность: что обсуждали на первом заседании Нацсовета общественного доверия» — Открывая заседание Нацсовета, Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ обозначил наиболее актуальные вопросы общественно-политической жизни страны. Первым делом Президент указал на так называемых «трех китов», на которых базируется развитие гражданского общества в Казахстане.
«Гражданское общество стало более активным, хотя порой ему не хватает зрелости, но это – дело наживное. Это значит, что наша демократия крепнет, общественное самосознание базируется на непреходящих ценностях патриотизма. Каждый из членов Национального совета обладает собственным мнением, позицией. Это вполне естественное состояние развитого гражданского общества. Мы все должны исходить из тезиса, который был высказан мною в инаугурационной речи – разные мнения – единая нация. Действительно, без альтернативы, инициативы и активности нет развития. Это «три кита», обеспечивающие движение вперед«, – сказал Президент РК.
Немаловажным вопросом, по словам Касым-Жомарта Токаева, стали реформы в стране. Глава государства пояснил, что реформы нужно осуществлять без забегания вперед, но и без отставания от трендов времени.
«Порой некоторые лозунги и призывы звучат крайне привлекательно, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ – это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания«, – указал Президент.
В то же время Казахстан должен оставаться государством с президентской формой правления, но Парламенту предстоит занять достойное место в политической системе страны.
Лэйла ТАСТАНОВА – «Давайте без крайностей!» — Первое заседание Национального совета общественного доверия (НСОД) с участием президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА состоялось в Нур-Султане. Глава государства дал Нацсовету добро на проработку и решение инициатив, высказанных им в недавнем послании народу. В свою очередь члены НСОД предложили свои идеи по модернизации экономической, социальной, политической и культурной сфер Казахстана.
Главный посыл, прозвучавший в приветственном спиче президента: государство должно перезагрузить социальную политику, основным ориентиром которой должно стать реальное благосостояние всех граждан, соответственно, распределение доходов государства должно стать более справедливым.
В нынешней государственной идеологии Казахстана, отметил он, нет и не должно быть понятий “пятая колонна” и “враг народа” — Это для нас неприемлемо. Мы твердо верим в лояльность и патриотизм своих граждан.
Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Главный политический проект Токаева стартовал» — Итак, главный и, пожалуй, самый обсуждаемый политический проект президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА – Национальный совет общественного доверия – успешно стартовал. 6 сентября состоялось его первое заседание. Наиболее интересные тезисы и предложения членов Нацсовета уже, что называется, разошлись на цитаты. Однако куда важнее метасообщения и подтексты прошедшего заседания: это и принципиальное обновление формата публичных мероприятий с участием главы государства – без пиетета, без напускной торжественности. И новая роль власти в гражданском диалоге как модератора процесса, а не последней инстанции.
Вероятно, казахстанское общество ожидало от рабочей группы по политической модернизации большей духовитости и решительности. Однако, по-видимому, именно в сфере политических реформ лежат наиболее глубокие противоречия между ожиданиями общества и интересами политического истеблишмента – достаточно, вспомнить, какая жесткая отповедь в адрес мажоритарной избирательной системы прозвучала на заседании политбюро партии NurOtan. Видимо, члены Нацсовета намерены не форсировать события в этой сфере. В целом можно выделить три акцента прошедшего заседания Нацсовета.
Во-первых, обращает на себя внимание обновляемый формат публичных мероприятий с участием главы государства в Казахстане. Безусловно, заседание прошло на должном, приличествующем статусу его участников уровне, однако без утомительной и архаичной торжественности. Очевиден рабочий настрой как самого президента, так и членов Нацсовета, которые обращались к главе государства с уважением, но без придыхания и пиетета. Власть в таком формате выглядит приземленнее и доступнее, способной слушать и слышать критику.
Во-вторых, программные установки озвучил, прежде всего, сам президент. Токаев в очередной раз обозначил свою приверженность постепенным и обдуманным, а не скачкообразным реформам. «Политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперёд, продуманно и постепенно, но и не отставая… Реформы будут проводиться не ради реформ… Нужны новые решения старых проблем», — подчеркнул Токаев. Эти тезисы перекликаются и с прозвучавшей в его Послании мыслью о том, что «бессистемная взрывная политическая либерализация приводит к дестабилизация внутриполитической ситуации и даже к потере государственности», и с месседжами Елбасы о том, что казахстанское общество пока не готово к западным образцам демократии, которые он сделал на расширенном заседании политсовета Nur Otan. Таким образом, Токаев еще раз продемонстрировал приверженность консервативному реформаторству.
Наконец, выступления членов Нацсовета показали, что наиболее принципиальные и ожесточенные дискуссии в рамках этого органа будут вестись, скорее всего, не в плоскости «власть – гражданское общество», а между самим представителями гражданского общества. Так заметно диссонировали выступления членов рабочей группы по экономике – экономиста Рахима Ошакбаева как сугубо прагматичное и строго подкрепленное цифрами и общественника Мухтара ТАЙЖАНА как крайне консервативное и идеально ретранслирующее фобии – гражданский активист предложил запретить не только продажу земли, но и сдачу ее в аренду иностранцам.
«Старт НСОД: одинокий президент желает посоветоваться» — Символично, что первое заседание Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт ТОКАЕВ начал с фразы: «Пустые обещания, популизм – удел посредственных политиков».
Слово «популизм» все чаще входит в риторику и властей, и общества. Можно понять тех, кто считает, что никаких реальных рычагов для исполнения своей основной задачи – «выработки предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий и гражданского общества» — у НСОД, по существу, нет.
В своем вступительном слове г-н Токаев сразу же убил интригу, обозначив рамки «игр в демократию». Во-первых, Казахстан останется государством с президентской формой правления, то есть, мечтатели о парламентской (или хотя парламентско-президентской) республике могут отдыхать.
Во-вторых, слова нового гаранта о том, что «политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперед, продуманно и постепенно» не оставили сомнений: блок неотложных политических реформ будет продекларирован, как главное блюдо НСОД, но дальнейшая их судьба не ясна. Парламентских выборов (срочных или досрочных другой вопрос) по мажоритарно-пропорциональной системе самовыдвижением кандидатов и прочими демократическими «ништяками» в обозримой перспективе ждать не стоит. Не говоря уж о конституционной реформе, которая дала бы возможность полноценно реализовать любимую формулу г-на Токаева «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство».
Складывалось впечатление, что Национальный совет доверия превращается в своеобразный коворкинг, участники которого, разбившись на артели, будут ковать, чеканить и выпиливать каждый свое — под мудрым приглядом «бригадира». Но каким будет конечный продукт и будет ли он вообще? Если судить по выступлениям некоторых участников заседания, сам процесс волнует их гораздо больше, чем конечный результат. Они словно старались создать для Касым-Жомарта Кемелевича имидж «слушающего и слышащего» свой народ правителя.
И если такова была главная цель работы НСОД, то его участников можно поздравить – она достигнута с первой же попытки.
Петр СВОИК – «Первое заседание НСОД: кто не успел, тот опоздал» — Так вот, что меня поразило (но нисколько не удивило) – ни один из модераторов групп, на которые разбиты члены НСОД, не сделал попытки системного подхода, — каково в целом состояние рассматриваемого (политика, общество, социалка, экономика) направления, каковы в совокупности накопившиеся в нем проблемы, как это состояние и проблемы соотносятся в общим состоянием государства Казахстан и его народа, каковы самые актуальные проблемы в целом, и как именно — на основе такого системного анализа, предлагается их решать.
Единственное поучительное исключение – сам председатель НСОД, который во вступительном слове сформулировал самую главную задачу – необходимого политического устройства. Подтвердив, что форма правления должна оставаться президентской, но по формуле «Сильный президент, влиятельный Парламент, подотчётное Правительство». Чего пока, по его словам, нет, и как раз мы, – НСОД, должны сделать это реальностью.
Поразительно (но не удивительно), что даже такую прямую подсказку политическая группа не услышала (или не смогла на ходу сориентироваться?) и не просто пролетела мимо, — выказала в оглашенном, мягко говоря, недостаточный для ответственного госстроительства уровень понимания проблематики.
Зато увлеченно – о митингах и об облегчении создания новых партий, будто бы нынешние проблемы – в их недостаточном количестве и будто бы в неведении, что все устойчивые парламентаризмы в современном мире базируются на весьма ограниченном количестве партий. Еще одна (страстно поддерживаемая сетями) сомнительная инициатива – добавление к партийным выборам неких одномандатников. Как у продвинутых в парламентаризме Украины и России. Хотя все действительно развитые парламентские системы имеют именно партийную основу.
А вот насчет второго по значимости (после обойденных вниманием сдержек-противовесов президентской, парламентской и исполнительной власти) института — местного самоуправления, сформулировано всего лишь пожелание разработать концепцию. Чем за последние 20 лет правительство занималось, на моей памяти, уже раз семь, если не восемь. И тут же заявлено о выборах акимов, включая районных. Тогда почему и не областных – чтобы надежнее и быстрее развалить страну?
При унитарной государственности, дорогие общественники, отдельная генерация власти допустима и необходима только в поселениях, поскольку в любом самом большом городе и самом малом селе возникает собственная проблематика, составляющая отдельную компетенцию избираемых жителями властей. А на территориях – ни-ни!
«Политолог Данияр АШИМБАЕВ — о первом заседании НСОД: Президенту нужен тайм-аут» — На прошедшем в Нур-Султане первом заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) прозвучало немало предложений и идей, но многие нюансы остались не известными общественности. А они довольно любопытные. О них корреспонденту “Времени” рассказал известный казахстанский политолог, член НСОД Данияр АШИМБАЕВ — В частности, все рекомендации, собранные в рабочих группах НСОД, оказались довольно противоречивыми. Одни были направлены на раскрытие потенциала существующей системы, другие, напротив, были весьма радикальными. К примеру, часть — назовем ее так — “политической” группы предлагала упразднить сенат, государственные СМИ и т. д. Но далеко не все предложения были подкреплены конкретными механизмами реализации и больше звучали как пожелания. И, насколько я могу судить, ввиду противоречивости разработанных на заседании рабочей группы предложений было решено на встрече с президентом высказать лишь общие направления, по пяти-шести законам. В результате представители этой группы выступили осторожнее, чем, допустим, спикеры экономической группы.
При этом сложилось впечатление, что президент ждал более конкретных предложений. К примеру, когда выступали члены экономической группы, глава государства конспектировал их предложения, а “политиков” он просто слушал.
Предложений прозвучало очень много. Я предложил реформу института омбудсмена, выборного и партийного законодательства, меры по обеспечению транспарентности и подконтрольности госбюджета и госпрограмм, разработку закона о правительственной информации. Саясат НУРБЕК, который входит в социальную группу, высказался о развитии человеческого капитала. Довольно опасное, на мой взгляд, предложение прозвучало из уст Казыбека ИСЫ о необходимости дальнейшего развития государственного языка…
Чувствовалась нехватка специалистов по здравоохранению, образованию и науке. Но экономическая группа, видимо, решила взять эти вопросы под свою опеку, выведя их из социального аспекта. И, наверное, это правильно, потому что социальная группа, как я уже говорил, делает акцент преимущественно на языковые и исторические вопросы.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.