Алматы. 9 октября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Депутат мажилиса Гульнара Бижанова и первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев поспорили по поводу изъятия земельных участков для государственных нужд в Алматы, передает корреспондент агентства.
«На изъятие земельных участков для государственных нужд на текущий год в бюджете были заложены средства в размере Т13,9 млрд. В рамках третьего уточнения дополнительно поддержаны средства в сумме Т6,2 млрд на изъятие 22 земельных участков для реконструкции автомобильной дороги республиканского значения Мерке–Бурылбайтал и выкуп 169 участков для строительства дорог в Алматы. Как вы знаете, с февраля 2019 года у нас вступил в силу закон по вопросам усиления защиты права собственности, сформирован четкий механизм определения стоимости и оценки земельных участков, изымаемых для государственных нужд и равноценному возмещению стоимости имущества. Поясните, проведена ли предварительная оценка количества земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, определена ли их рыночная стоимость и заложены ли необходимые средства в бюджет по озвученной мною теме и в целом по регионам?» — задала Бижанова в среду вопрос Каирбекову.
Действительно, начал свой ответ первый вице-министр, сложность системного планирования данных расходов связана с тем, что владельцы земельных участков не всегда согласны с той ценой, которая предложена независимым оценщиком.
«По данным 169 участкам, о которых мы сегодня говорим, могу сказать следующее. По 38 из них проведены судебные заседания, из которых по 31 участку цена признана справедливой. Основная проблема в том, что признание цены рыночной и справедливой зачастую основывается на субъективном мнении самого владельца земельного участка», — отметил Каирбеков.
Субъективной оценки у физического лица быть не может, ответила Бижанова, потому что законом дан механизм определения стоимости, для чего должны привлекаться оценочные компании.
«Если стоимость участка, которую определила оценочная компания, привлекаемая акиматом, не устраивает физическое лицо, то в таком случае оно вправе пригласить другую оценочную компанию. И только после этого все полученные данные по стоимости земельного участка согласуются в суде. Поэтому никакой субъективной оценки со стороны владельца земельного участка быть не может, так как все строится на стоимости, определяемой оценочной компанией», — заметил депутат.
Я совершенно с вами согласен, продолжил первый вице-министр.
«Этот метод, прописанный в законе, уже действует. Зачастую оценка, которая проведена владельцем земельного участка, никак не вяжется с желанием и видением акимата по оценке стоимости того или иного участка. А между тем, долгие судебные процедуры не позволяют оперативно решать эти вопросы. Когда говорю про субъективную оценку, имею в виду мнение самого физического лица, который считает, что его участок стоит вот столько», — пояснил Каирбеков.
Может, предположила мажилисвумен, речь идет о субъективизме самого акимата.
«Мы же должны реализовать конституционный принцип нормы о равноценном возмещении по рыночной стоимости. Сразу закладывать в бюджеты рыночную стоимость участков, чтобы потом не было споров», — заключила Бижанова.