Война Миров. США предали/продали курдов

Трампа укусила муха пацифизма, а Эрдогана – нет

Между президентами США и Турции есть принципиальное отличие. Дональд Трамп часто грозится, но ничего из обещанного не делает, а Реджеп Тайип Эрдоган как говорит, так и поступает. Поэтому часовой телефонный разговор между главами Вашингтона и Анкары прошел предсказуемо. Турецкий президент заявил о скором начале ввода своих войск в северные районы Сирии, контролируемые курдами. Американский лидер согласился принять это как данность, только не далее 32-километровой (20-мильной) зоны. Хотя накануне хозяин Белого дома обещал разрушить турецкую экономику за военное давление Анкары на позиции сирийских курдов.

Сирийские курды (и не только сирийские) мягко говоря разочарованы. Поэтому открытым текстом в лицо американских эмиссаров обвиняют США и Запад в очередном предательстве. Американские войска и спецслужбы нашли себе курдов в качестве союзников в Сирии при администрации Обамы – Клинтон. Дональд Трамп, в свою очередь, еще участвуя в президентской гонке обещал закончить непопулярные зарубежные войны.

Формально хозяин Овального кабинета выполняет свои предвыборные обещания, но по сути предает вчерашних союзников. Больше всего из-за этого напряглись в Пентагоне, где генералитет обоснованно опасается того, что американцам теперь будет крайне трудно находить себе союзников, раз они их «кидают» при первом удобном (и даже неудобном) случае.

Курды – это народ-апатрид, который не имеет своего государства. С прошлого века курды активно борются за создание собственной государственности с оружием в руках. Проблема обретения самостоятельного государства усугубляется тем, что вся земля на Ближнем Востоке разделена между существующими странами и новичку никто нигде не рад. Поэтому между теми же Турцией, Ираном и Сирией существует консенсус о недопущении создания независимого курдского государства. С Ираком сложнее, но и там дальше широкой автономии для местного Курдистана дело не зашло.

Союзниками курдов выступают в первую очередь США и Израиль. Тель-Авив старается оказывать поддержку курдским силам втихаря, однако она слишком существенная, чтобы ее можно было не замечать. А вот Вашингтон со своими новыми картами Большого Ближнего Востока с Курдистном, Белуджистаном и другими новыми планируемыми государствами перманентно создает головную боль для нынешних правительств и правящих элит обширного региона.

Американская поддержка курдов изначально задумывалась как способ оказывать давление на Турцию. Анкара злилась, отказывала Вашингтону в военной поддержке вторжения в Ирак 2003-го года, но терпела. Однако после того как «арабская весна» разобрала Сирию на неравные части и одним из своих следствий произвела духоподъемность в курдском народе, в турецком руководстве перешли к решительным действиям. Президент Эрдоган придерживается идеологического посыла о том, что современная Турция находится на кладбище государств, и если она не хочет повторить судьбу предшественников, то должна действовать смело и с полным напряжением сил.

Бывают ситуации, когда рискованное поведение по факту является наименее рискованной стратегией. Анкара не сразу перешла к силовым методам решения «курдского вопроса». С Иракским Курдистаном, например, было развернуто обширное экономическое сотрудничество, с целью сгладить противостояние. Но на сирийском направлении конструктива в силу ряда причин не получилось.

Турция не в первый раз демонстрирует мощь, решительность и настойчивость в Сирии. Фактически Анкара не позволила официальному Дамаску в лице режима Башара Асада захватить Идлиб. Там турецкие регулярные части и протурецкие боевики отбили атаки сирийских правительственных войск и тем самым сохранили статус-кво в стратегически важном районе. Теперь турецкие авиация и артиллерия наращивают удары по курдским формированиям на территории «зоны безопасности», которую намерена создать Анкара.

Курды отвечают. В частности, минометному обстрелу подвергся город Нусайбин, расположенный на территории Турции. В качестве главной ударной наземной силы турецкая сторона использует протурецких боевиков из состава Сирийской национальной армии, но те существенно уступают курдским формированиям в качестве боевой подготовки. Если курды упрутся и окажут активное сопротивление, то наступающих ожидают серьезные проблемы. Однако уже первые бои показали, что курдам нечего физически противопоставить превосходству турецкой армии в авиации и тяжелом вооружении.

Возможно, Дональд Трамп поступил разумно, сдав союзников-курдов в пользу Турции. Эрдоган был настроен решительно и вряд ли отменил военную операцию на сирийской территории. Для турецкого лидера в сложившейся ситуации это фактически вынужденное решение. Если бы в результате боевых действий погибли находящиеся в курдских рядах американские военнослужащие, то дальнейшее развитие событий между союзниками по НАТО могло принять самые непредсказуемые последствия.

Президент Трамп пытается объяснить свое поведение по отношению к вчерашним союзникам тем, что США не оказывают поддержки Анкаре в создании «зоны безопасности», а курды за свои действия в альянсе с Вашингтоном в свое время получили щедрые поставки оружия и денег. Мол, все по-честному, расстаемся нормально, в духе завершения обычного партнерского проекта. Но даже с полученным американским вооружением сирийские курды против регулярной турецкой армии явно не тянут, а значит не предоставлены сами себе, а преданы и брошены на произвол.

История с последним вторжением турецких сил на контролируемую курдами приграничную территорию Сирии поднимает огромный пласт сложных и важных вопросов. Какой бы ни была острая необходимость Анкары в ликвидации курдской угрозы, даже такой харизматичный лидер как Эрдоган вряд ли решился на подобный шаг, зная, что из Белого дома последуют жесткие санкции. Но Дональд Трамп еще на «корейском кейсе» показал, что не отдает приказы о полноценных боевых действиях. Наличие полного набора военных средств не означает морально-психологической и политической готовности применить их. Тот же Ким Чен Ын ведь не прекратил ядерные и ракетные программы КНДР, просто американские пресса и политическое руководство перестали уделять им прежнее внимание.

Когда в Персидском заливе развернулась «танкерная война», а потом иранцы сбили достаточно дорогой беспилотник США, то никакого военного наказания для Тегерана тоже не последовало. Вашингтон официально короновал Хуана Гуайдо в президенты Венесуэлы, а тот все прозябает на задворках политического процесса. Тем временем Николас Мадуро может себе позволить оставить без присмотра беспокойное венесуэльское хозяйство и совершить рабочий визит в Москву во главе представительной делегации. На таком фоне и Реджеп Эрдоган чувствует себя более уверенно в проведении собственной политической линии. Разумеется, на Вашингтон нужно оглядываться, но не так трепетно, как в прошлые времена.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.