Режиссера Ермека Турсунова обвинили в давлении на суд под прикрытием имени президента

Алматы. 26 февраля. КазТАГ – Владимир Радионов. Режиссер и продюсер Ахат Ибраев обвиняет своего коллегу Ермека Турсунова в давлении на суд, используя имя президента Казахстана, членство в Национальном совете общественного доверия (НСОД) и в общественном совете агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГПК) РК.

«Своим обращением к Вам я хочу рассказать о той несправедливости, грубых нарушениях законности, которые происходят в отношении меня лично уже третий год подряд, и попросить о Вашей поддержке, потому что мои оппоненты пользуются на данный момент членством в НСОД, в общественном совете АДГПК РК, а также помощью высокопоставленных покровителей, чем дискредитируют систему верховенства закона, попирают его из соображений личных интересов», — говорится в открытом письме Ибраева председателю совета безопасности (СБ) РК Нурсултана Назарбаеву и президенту РК Касым-Жомарту Токаеву, опубликованном в среду.

Ибраев пишет, что в 2016 году он был избран председателем общественного объединения «Союз кинематографистов Казахстана», в рамках которого за два года инициировал и принимал активное участие в разработке Закона РК «О кинематографии», привлек средства на капитальный ремонт и спасение исторического здания Дома кино в Алматы, провел на частные средства мероприятия по поощрению молодых кинематографистов, добившихся успеха в творчестве.

«Вместе с тем я столкнулся с тем, что старшее поколение в лице кинорежиссера Ермека Турсунова и его команды ведет явную и скрытую работу по дестабилизации обстановки в отечественной культуре, по полному обездвиживанию молодых деятелей культуры. Причиной гонений на меня является, как я считаю, месть за то, что я помешал умышленному разрушению и обесцениванию исторического здания Дома кино, расположенного в центре Алматы. Поэтому в 2018 году ими был инициирован съезд союза кинематографистов. Темой съезда был вопрос о моем немедленном смещении. Люди пришли на съезд, но, увидев в качестве «группы поддержки» Турсунова таких авторитетов, как Олжас Сулейменов, Асанали Ашимов, Мурат Ауэзов, они поняли, за кем сила в данный момент. И съезд – в обход всех правил, за 15 минут, без избирательных бюллетеней – проголосовал, поддержав мое смещение», — рассказывает режиссер.

Также Ибраев говорит, что новое руководство союза в лице Ермека Турсунова и его правой руки Каната Торебая инициировала в отношении него ряд судебных процессов и заявляет, что Ермеком Турсуновым перейдены границы, которые уже находятся в компетенции совета безопасности РК.

«19 декабря 2019 года в городском суде Алматы адвокат Ермека Турсунова официально зачитал его письмо судьям гражданской коллегии. В письме Турсунов ссылается на свою встречу с президентом РК, которая «состоится завтра» и просит перенести суд на любой другой день. Понятно, что таким образом мой оппонент пытается открыто давить на суд, пользуясь именем главы государства (…). Ермек Турсунов, как новый член информационно-просветительского штаба АДГПК, пользуясь личными связями в алматинском департаменте данного агентства, инициирует через своего помощника Каната Торебая (бывшего сотрудника правоохранительных органов), работающего c недавнего времени управляющим директором АО «Казахфильм», против меня настоящее преследование. Оно включает в себя незаконные допросы, на которые бывших членов моей творческой группы склоняют к даче ложных показаний против меня. От людей открыто требуют устно и письменно оклеветать меня по казахстанско-американскому кинопроекту, реализованному совместно министерством культуры и спорта РК и американской киностудией. В случае, если люди отказываются от дачи «нужных» показаний, им обещают «очень большие проблемы», происходит опять психологическое давление», — пишет он.

Режиссер считает, что, объявляя на каждом шагу о своей возможности зайти в любой момент к президенту страны, Турсунов дискредитирует не только новую структуру при президенте РК, но и все правоохранительные органы Казахстана, а также дискредитирует Казахстан в глазах зарубежных партнеров. При этом цель Турсунова, полагает Ибраев, очень приземленная: создать условия для незаконной приватизации здания Дома кино в Алматы. И кроме того, Турсунов предпринимает шаги, чтобы отменить Закон РК «О кинематографии», чтобы в вопросах финансирования кинопроектов все оставалось по-прежнему, когда деньги в «Казахфильме» раздавались верным друзьям, а студия забирала себе крупную долю от поступающих средств.

«О происходящем в отношении меня беспределе знают и министерство культуры и спорта, и работники администрации президента. Никто ничего не может или не хочет сделать. Но неужели НСОД создавался для того, чтобы его члены могли влиять на суды, правоохранительные органы, правительство, АП своим статусом? Я за то, чтобы творческие люди занимались творчеством, а правоохранительные органы ловили преступников. Я за то, чтобы наши суды были независимыми и свободными от внешнего и внутреннего давления. Я за то, чтобы система финансирования государством национального кино была транспарентной – только тогда мы сможем построить конкурентоспособную отрасль. Я знаю и понимаю, что к этому нужно долго идти и за это нужно бороться. Но я против того, чтобы люди, которые осознанно, системно, скрытно и хитро работают против этого – на разрушение, были допущены в высокие кабинеты, где решаются судьбы страны. Я прошу Вас о поддержке. Я надеюсь, что Вы дадите должную оценку действиям зарвавшегося члена НСОД и его «команды» и своей волей прекратите травлю, организованную ими в отношении меня и других молодых кинематографистов», — заключает Ибраев.

Копии данного открытого письма высланы генеральному прокурору РК, председателю АДГПК РК и председателю Верховного суда РК.