Спасут ли казахстанскую экономику и население дивиденды от ФНБ «Самрук-Казына»?

«Жирные» годы для государственного бизнеса, кажется, подходят к концу. Но хватит ли этих денег, чтобы поддержать бюджет и социальные выплаты казахстанцам?

«На кон — 100% от чистой прибыли!», — правительство требует от главного холдинга страны увеличить дивиденды в свою пользу. Такого еще никогда не было. Выполнит ли ФНБ «Самрук-Казына» этот ультиматум?

***

Наверное, следовало бы сделать «нарезку» скриншотов о том, как, например, ФНБ «Самрук-Казына» оплачивал дивиденды своему единственному акционеру – правительству. Главный национальный холдинг пляшет на этих цифрах как может.

Это громадина на первой же странице сайта во вкладке «О фонде» отчитывается, что в 2018 году он достиг роста по всем ключевым стратегическим показателям и завершил год с положительным финансовым результатом. Консолидированная чистая прибыль на долю акционера по итогам 2018 года составила 1 141 млрд. тенге, превысив показатель 2017 года на 534 млрд. тенге.

«Объем дивидендов увеличился более чем в 2 раза и составил 296 млрд. тенге», — так, стоп, вот отсюда, пожалуйста, поподробнее. Если исходить из контекста, то получается, что в 2018 году – и далее по тексту: объем дивидендов (…) составил 296 млрд. тенге.

Но, читая Годовой отчет ФНБ за 2018 год, обнаруживаем такую информацию: в 2018 году фонд осуществил выплату дивидендов акционеру в размере 12,732 млрд. тенге по итогам 2017 года. Информации, сколько было оплачено непосредственно за 2018 год, в годовом отчете, увы, нет. Где тут смайлик недоумения и плача Ярославны?

Но зато нам становится известно, что в 2018 году как «прочие распределения акционеру» были признаны следующие расходы. Во-первых, обязательства по финансированию различных социальных проектов на общую сумму 64,736 млрд. тенге («Васистдас?», — спросил бы  немец, любящий порядок, и был бы прав: не мешало бы получить хоть какие-то подробности на эту тему – без чего там ФНБ не мог обойтись?). Во-вторых, строительство социальных объектов в г. Туркестан на сумму 31 млрд. тенге. В-третьих, передача 100 % акций АО «Национальная Компания «Казахстан Инжиниринг» в пользу государственного учреждения «Комитет государственного имущества и приватизации Республики Казахстан» в сумме чистых активов 16,162 млрд. тенге. По сути, то, что ФНБ в своем время получил от государства бесплатно (ну когда собирал под своим зонтиком квазигосударствныне активы, в самом начале, в итоге, «продал» государству).

«Прочие распределения акционеру», безусловно, сложно расценить как дивиденды – ведь это не живые деньги, а какие-то блага и активы. Но все равно в сумме не получается 296 млрд. тенге, как ни складывай! Так что то, что имели ввиду составители веб-презентаций, остается для нас загадкой.

***

В том же Годовом отчете черным по белому написано, что ФНБ в 2018 году получил дивиденды от совместных предприятий и ассоциированных компаний в сумме 250,499 млрд. тенге. Неплохая такая сумма. А при этом сам выплатил акционеру, то есть правительству, всего 12,732 млрд. тенге. В 2017 году он получил дивиденды от этой же группы компаний 356,098 млрд. в качестве дивидендов, а правительству перечислил всего 11,899 млрд. тенге. Что называется, почувствуйте разницу!

При этом чистая прибыль ФНБ «Самрук-Казына» в 2017 году составила 742 млрд. тенге, а в 2018 году – 1,243 трлн. тенге (опять цифры не бьются – если открывать не Годовой отчет-2018, а просто сайт, то там, как сказано выше, чистая прибыль обозначена в 1,141 трлн. тенге).

То, что в 2017-2018 годах на дивиденды правительству, как собственнику компаний, было предназначено меньше, чем в Благотворительный фонд ФНБ (правда, в 2018 году 15 млрд. на эти цели уменьшили до 10 млрд. тенге), говорит о многом.

До сих пор экономика Казахстана, благодаря сырьевым ресурсам и высоким ценам на них, купалась в изобилии: этих средств хватало и на международные откаты, и личное обогащение управлявшей страной верхушки, и позволяло сводить концы с концами государственной казне. И правительство не особенно сильно нуждалось, если сказать точнее, вообще не нуждалось в том, чтобы трясти государственные холдинги и государственные компании. Более того, они получали и продолжают получать совершенно астрономические суммы на пополнение уставных капиталов, в виде государственных займов — за эти годы квазигосударственный сектор даже не перешел на хозрасчет.

В то же время он получил невиданный карт-бланш – тратить заработанное по своему усмотрению. Речи о перераспределении богатств в обществе вообще не шла. Именно поэтому одни богатели, а другие нищали. Причем, управление в квазигосударственном секторе в эти «жирные» годы было таким же плохим, как и государственное управление в целом. Иначе как объяснить тот факт, что не было создано сколь-нибудь новых стоящих активов, а диверсификация экономики не продвинулась ни на йоту.

***

И вот впервые, спустя почти 12 лет после создания холдинга «Самрук-Казына», возникает вопрос о том, чтобы он начал отдавать. Но это будет очень непростой процесс.

Как ФНБ считает дивиденды – это тайна за семью печатями. Найти эту информацию не представляется возможным – все документы засекречены. Дивиденды за прошлый год оплачиваются с большим временным лагом. Хваленое заграничное корпоративное управление не добавляет прозрачности в этом процессе.

И вообще – что еще должно произойти, чтобы, наконец, для элиты закончилась синекура, а население, наконец, увидело реальные экономические сдвиги и почувствовало, что государство – для народа, а не народ для государства?

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.