Христофор Колумб теперь работорговец и организатор геноцида индейцев, за что ему в США сносят или ломают памятники люди, попавшие в Новый Свет после того, как путешественник открыл Америку. Разумеется, испанский мореплаватель итальянского происхождения не единственный, кто попал под раздачу после убийства белыми полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда в Миннеаполисе, но что в этом виноват еще и Колумб, до 2020 года могло бы удивить. Как получилось, что в Горацио Нельсоне, Уинстоне Черчилле или Томасе Джефферсоне теперь видят в первую очередь расистов?
В советском мультфильме «Остров сокровищ» есть песня о вреде курения со словами «Минздрав предупреждает, а Колумб не виноват». В другом мультфильме «Дым коромыслом», посвященном тому, что в 1992 году человечество отпразднует 500-летие курения табака в Европе, к вопросу тоже подошли с позиции историзма. Однако похоже, что рассматривание той или иной проблемы в контексте конкретных исторических условий и особенностей совершенно вышло из моды. Теперь все оценивается с точки зрения популярных политических и идеологических трендов, которые запросто направляют в прошлое и оценивают его сугубо из сегодняшнего дня и его конъюнктуры.
Инверсии принимают самые неожиданные формы. Например, президент Авраам Линкольн вошел в историю как освободитель рабов в США. Теперь власти американского города Бостон рассматривают вопрос о демонтаже памятника, посвященного указу 1862 года об отмене рабства. Потому что, на взгляд части жителей, монумент не отражает идеи равенства рас.
Памятникопад сопровождает глубокие перемены в идеологии, политике и шкале ценностей правящей элиты и населения. Жители бывшего СССР знают это на собственном опыте. В революции 1917 года сносили памятники царям, после XX съезда КПСС более чем на 99% были прорежены памятники и бюсты Сталину, а в 1991 году настала очередь Ленина, Дзержинского, Калинина и других деятелей советского государства. Однако, когда поляки или чехи сносят памятники советским воинам и полководцам, то там хоть мотивация на ладони – ложимся под Запад, а со своим историческим прошлым расстаемся смеясь и глумясь. А вот в тех же США федеральный округ Колумбия еще не переименовали, а памятники Колумбу ломают с куражом.
Памятник Колумбу в Нью-Йорке. (Фото: AP Photo/Bebeto Matthews)
Борьбу с памятниками невозможно рассматривать в отрыве от других процессов, бурно протекающих в современном мире. К примеру, уничтожение вменяемых систем всеобщего и университетского образования лишило сотни миллионов человек целостного взгляда на мир и прошлое. Снос памятников еще больше дезориентирует тех, для кого они что-то значили в картине мира. Лишение сколько-нибудь существенных стержней и даже островков идентичности делает людей более легко манипулируемыми. Те события, которые сопровождали коронавирус в различных странах, уже свидетельствуют о гипертрофированных возможностях по насаждению паники среди населения и под этой вывеской проведению в жизнь самых непопулярных и сомнительных мер.
Один из лидеров кризиса идентичности на коллективном Западе сегодня Великобритания. Там война с памятниками принимает совершенно гигантские масштабы. При этом памятникопад часто напоминает суд Линча над монументами, когда никакие ранее общепринятые процедуры вроде опросов, петиций и референдумов не проводятся. В Лондоне счет неугодных произведений монументального искусства идет на десятки. Не все они уже разрушены, но угроза для еще остающихся на своих постаментах памятников отнюдь не гипотетическая.
Памятникопад свидетельствует об усилении конфронтации между альтернативными проектами будущего. Если раньше они друг с другом «толкались», то теперь перешли в лобовое столкновение. В 2019 году в Лондоне состоялся почти миллионный марш против брексита, в котором никто не пострадал. А вот в июньском марше нескольких сот правых защитников памятников больше сотни человек были задержаны и пострадали 23 полицейских. В итоге получается, что даже закрытый пластиковыми панелями памятник Черчиллю активисты на всякий случай охраняют.
Нынешнюю волну сноса памятников в государствах коллективного Запада трудно определить словом «накипело». С каких пор тот же великий пират Френсис Дрейк, который был известен советским школьникам из учебников по истории и географии, вдруг стал столь одиозной фигурой, что британцы требуют убрать его статую? Когда в Чили индейцы арауканы сносят памятник испанскому конкистадору Педро де Вальдивия и таскают его на веревке – тут логика есть. Испанец отобрал у индейцев землю, покорил их и разглядывать такого кадра потомкам покоренных никакой радости нет. Но ведь памятник Колумбу сломали белые американцы, чьи предки физически не смогли бы попасть в Америку, не открой ее великий путешественник. Сносить памятник Дрейку намерены англичане, а совсем не испанцы, чьи колонии этот корсар грабил, и очень успешно.
Чехи в Праге на памятнике Черчиллю пишут «Он был расистом» – вроде бы какое им до этого дело? Однако же есть. Но и в Лондоне надпись точно такая же. Вряд ли это одни и те же вандалы оскверняют памятник выдающемуся государственному деятелю, но что они находятся в одной волне – однозначно. Когда талибы уничтожали древние статуи Будды в горах Бамиана, многие на Западе просто бились в истерике и обвиняли афганских радикалов в варварстве. С разрушителями исторического наследия человечества от Исламского государства тоже дружить не хотели. А вот сегодня по крайней мере часть британских художников поддерживает снос памятников.
Рабство и работорговля – вещи ужасно неприятные, однако являются частью истории и исторического процесса. Тот факт, что конфедераты проиграли северянам гражданскую войну в США 1860-65 гг., десятилетиями не мешал стоять памятникам политическим деятелям и генералам Юга. Все это было нормально и даже придавало определенный местный колорит. Однако «новая нормальность» относиться к истории как вещи нейтральной уже не разрешает. И вот в штате Кентукки сносят памятник Джефферсону Дэвису – первому и единственному президенту Конфедеративных Штатов Америки во время гражданской войны в США. Консультативная комиссия по исторической собственности штата проголосовала за данное решение единогласно.
Когда нацисты при Гитлере уничтожали «дегенеративное искусство» (работы импрессионистов, кубистов, модернистов) как несоответствующее германскому духу – это осуждалось. Сегодня в попавших под памятникопад странах многие искусствоведы и деятели искусства просто боятся высказать свое мнение на данный счет. Все очень сильно похоже на то, что коллективный Запад вступил в собственную перестройку с непредсказуемыми последствиями, где фаза отрицания, осуждения и отречения от прошлого осуществляется по лекалам советского прецедента.
Пытливые умы за кажущимся бардаком и анархией видят чью-то твердую руку, которая действует последовательно и планомерно, руководствуясь четкой стратегией. На системность происходящего указывает то, что средства политической, идеологической и культурной борьбы привлекаются все более сильнодействующие и разрушительные. В узком смысле «антирасистскую» и «антирабовладельческую» «покаятельную» волну гонят представители демократической партии, которым нужно любой ценой победить Дональда Трампа на предстоящих президентских выборах. В широком смысле аналитики рассматривают те силы, которые работают на уничтожение национальных государств. Национальному государству нужны реперные точки идентичности – герои, государственные, религиозные и культурные деятели, просто история с устоявшимися трактовками и оценками. Без этого границы уже не так крепки, а граждане превращаются в разобщенную необразованную биомассу, у которой нет общих ценностных ориентиров и разделяемых в общих чертах картины мира и восприятия прошлого. Манипулировать такими индивидами при современных средствах воздействия – одно удовольствие.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.