Сауле ИСАБАЕВА – «Выборы в режиме карантина. Кто выиграет, а кто проиграет?» — Не исключено, что решающий этап нынешней избирательной кампании в Казахстане придется на пик второй волны пандемии коронавируса – специалисты ожидают его в первой половине зимы, в период с начала декабря до середины января. Конечно, вряд ли это грозит серьезными изменениями в политической жизни страны, но повлиять на результаты выборов может. Поэтому мы предложили нашим экспертам высказать свои мнения по поводу того, как подобный сценарий способен повлиять на проведение партиями своей агитационной работы, на степень активности наблюдателей, на явку граждан в день голосования и т.д. И кто в итоге выиграет от карантина, а кто проиграет?
Юрий БУЛУКТАЕВ, политолог — Номинально выиграют партии, преодолевшие семипроцентный барьер. Соответственно проиграют те, кто этот барьер не преодолеет. Суть электоральной кампании останется такой же, что и в доковидное время. Просто условия сейчас диктует коронавирус. И никто не в силах что-либо изменить. Но к этим условиям партии уже приспособились и потому выразили готовность принять участие в выборах 10 января 2021 года.
Ерлан САИРОВ, политолог — Понятно, что публичные мероприятия в рамках избирательной кампании, по большей части, будут проходить в социальных сетях. И это вынудит организаторов, которые привыкли к традиционным формам общения с электоратом, проявить больше креатива, открытости, активности. Иначе говоря, они должны будут выйти на качественно новый уровень, и в целом это позитивная тенденция. В помощь им такие сильные политические платформы, как Facebook, Instagram и прочие. Естественно, выиграют те, кто сумеет быстрее других уловить этот тренд и обернуть его в свою пользу, кто найдет нестандартные подходы в сложившейся ситуации и сможет заинтересовать избирателей.
Галым АГЕЛЕУОВ — Выборы в Казахстане уже давно перестали быть демократическим институтом, реализующим такие принципы, как политическая конкуренция, право выбора, и превратились в откровенную дискриминацию граждан… Поскольку борьба переместится, главным образом, в социальные сети, преимущество получат те партии, которые займутся платным таргетированием, а также заключат союзы с медийными персонами. Но грамотный избиратель прекрасно понимает, где искрений пост, а где проплаченный, и потому результатом такой информационной кампании может стать отторжение многих медийных фигур, включая блогеров, слишком рьяно рекламировавших те партии, которые их ангажировали.
Димаш АЛЬЖАНОВ — По-хорошему, в сложившейся ситуации следовало бы перенести выборы на более поздний срок – к примеру, на весну. И дело не только в карантине и возможном росте заболеваемости коронавирусом в декабре-январе, но и в том, что наша избирательная система требует кардинальных и срочных реформ.
Тамара ВААЛЬ, Вячеслав АБРАМОВ – «Коммунисты устремились в социализм» — Коммунистическая народная партия Казахстана первой среди шести зарегистрированных партий должна была проводить свой предвыборный съезд. Накануне в партии не знали, откроют ли его для прессы, а с утра все же решили — журналистов не пустят. Спустя несколько часов коммунисты передумали, а на самом съезде стали понятны их метания – КНПК решилась на ребрендинг и отказ от идеи классовой борьбы. Vласть рассказывает о том, как партия прощалась с коммунизмом на своем съезде.
Дальше заседание поворачивает в неожиданном направлении – взявший слово лидер фракции «Народные коммунисты» в мажилисе Айкын КОНУРОВ сразу заявляет, что партии необходим ребрендинг.
«В настоящее время отмечается тенденция популяризации социалистической идеологии в мире, и, как следствие, рост ее приверженцев, как за рубежом, так и в Казахстане. В этих условиях актуальным становится привлечение указанной категории граждан, чьи интересы не охватывают программы других партий. В этой связи, учитывая наличие запросов на изменение политической и социально-экономической ситуации в стране, а также необходимостью реагирования на политические процессы, предлагается пересмотреть стратегию Коммунистической народной партии Казахстана через ребрендинг рабочее название предлагается «Народная партия Казахстана», — говорит Конуров.
Конуров давно – один из формальных лидеров партии – он ее секретарь. Съезд не только соглашается на ребрендинг, но и решается выбрать одного лидера вместо группы секретарей – пост занимает именно Конуров.
Решение о ребрендинге и на заседании пленума и потом на съезде поддержали все, кроме одного человека – тяжеловеса Владислава КОСАРЕВА.
Обновленная партия сохранит социалистическую направленность, но откажется от идеи классовой борьбы. Главной задачей станет обеспечение справедливости и равенства в обществе.
«Коммунистическая партия будет существовать в Казахстане – депутат Косарев» — Казахстанские коммунисты намерены продолжить партийную деятельность, несмотря на заявленный ранее ребрендинг, об этом корреспонденту Sputnik Казахстан сообщил член партии, депутат мажилиса парламента Владислав КОСАРЕВ — «Я принял решение, Коммунистическая партия будет существовать в Казахстане. Потому что многие из тех, кто вышел из КНПК, не пошли в НПК (Народная партия Казахстана – Sputnik), остались коммунистами. И к нам еще приходит много людей. Мы по очереди одну за другой область будем региональные партийные организации (регистрировать – Sputnik). Партия будет существовать«, — заявил Косарев.
На вопрос о том, создадут ли члены КНПК новую партию, Косарев ответил, то она продолжит существовать. Новой станет Народная партия Казахстана, в которую войдут бывшие члены КНПК. Сам депутат не планирует вступать в новую организацию.
Артем НОВОЖИЛОВ – «Новые джентльмены из партии «Адал»» — В казахстанских выборах наконец-то возникла интрига. В политический процесс бодро вошла партия «Адал», которая в недавнем прошлом именовалась «Бирлик». Ребрендинг партии более чем закономерен, поскольку «Бирлик» был создан путем объединения карликовых партий «Руханият» и «Адилет», из-за чего за ним тянулся шлейф несерьезности и мелкотравчатости. Теперь с помощью человеческого ресурса НПП «Атамекен» в игру вступает весовой участник.
Теоретически в стране уже есть правая партия в лице «Ак жол», которая по идее представляет и интересы предпринимателей. Но как в составе хищников семейства кошачьих есть львы и тигры, пумы и домашние кошки, так и среда предпринимателей в Казахстане весьма разнообразная. Политическая практика показала, что партия «Ак жол» ориентирована в первую очередь на крупный бизнес, тогда как новая партия «Адал» – судя по программным документам – нацелена на защиту интересов средних и малых предпринимателей.
Партия «Адал» создается с использованием человеческой ресурсной базы НПП «Атамекен». Палата предпринимателей – это одна из самых работающих структур в республике. Как раз она, в отличие от партии «Ак жол», старается планомерно и последовательно защищать интересы всего предпринимательского сообщества Казахстана. В информационных кругах давно муссируются слухи о том, что на базе «Атамекен» будет создана политическая партия. Однако сегодня мы видим, что принято решение не сводить профессиональную деятельность и политическую в одну организацию.
У главы государства Касым-Жомарта Токаева своей политической партии в полном смысле слова нет. Поэтому неизбежно начались спекуляции: нет ли в организации партии «Адал» и ее последующей деятельности стратегического заказа из «Ак Орды»?
Гипотетически возможно всякое, но здесь лучше не смешивать причину со следствием. Президент заинтересован в любых мощных политических силах, способных продвигать в жизнь заявленные им преобразования. Поэтому, если «Адал» успешно проявит себя на данном направлении, то может заслужить благосклонность и поддержку со стороны первого лица.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ – «Как Тимур Кулибаев тридцать лет «на печи сидел», а потом «Адал» создал» — Предстоящие выборы в парламент будут интересны скорее не своим результатом (как всегда предсказуемым), а самим процессом. На политическом небосклоне восходит политическая звезда Тимура КУЛИБАЕВА.
Месяц в информационное поле просочилась информация о создании новой политической организации под названием «Адал». На свет божий (в соцсети) ее вытащила гражданская активистка Тогжан КОЖАЛИЕВА, случайно наткнувшаяся на сайт новой партии, судя по которому, она (партия, а не Токжан) должна была родиться на основе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Но в самой НПП эту информацию назвали фейком, и примерно так же отреагировали те, кого пророчили в партийные бонзы, среди которых были Айдос САРЫМ и Ирина СМИРНОВА.
Наблюдатели и аналитики сошлись во мнении, что речь идет не о создании новой, а о ребрендинге существующей партии – «Бирлик», созданной союзом «Адилета» Нарикбаева и отобранного у Мамбеталина «Руханията» за год до этого. Впрочем, сейчас это особо не важно, но, как говорится, осадок остался. И этот осадок говорит о существовании межпартийной борьбы где-то там, на политическом Олимпе и его предгорьях.
Сейчас пока трудно сказать, кто станет лицом «Адала» (не путать с молочным заводом), а вот в «Нур-Отане», судя по всему, стал производиться донабор. Судя по всему, праймериз не дал требуемых результатов – задумка была неплохая, а исполнение и конечный результат оказались «как всегда». В общем, партийный список, который, как предполагалось, должен был стать чуть ли не главным инструментом привлечения электората, существенно не обновился. Судя по всему, на этот раз использовать Головкина и Димаша не получится, хотя этот вариант еще от отметен до конца.
Итак, в конце прошлой недели тесные ряды «Нур-Отана» пополнили экоактивист Елдос АБАКАНОВ, юрист и правозащитник Марат БАШИМОВ, президент фонда «Аспандау» Канат НУРОВ и политолог Айдос САРЫМ. Мы, наверное, не станем обсуждать и уж тем более осуждать их выбор – у нас, как говорится, свободная страна, и каждый человек хозяин своей судьбы (хотя некоторые до сих пор уверены, что могут повелевать судьбами других). Но отметим один факт – все новые члены так или иначе старались избегать прямого участия в политике, а больше известны как общественные деятели. Поэтому наиболее интригующим выглядит появление в этом списке такого искушенного человека как Айдос Сарым.
Артем НОВОЖИЛОВ – «Непарламентские аутсайдеры» — Или о неприкаянных партиях «Ауыл» и ОСДП. На партийном поле Казахстана есть два игрока, которые ярко выделяются своей политической неустроенностью в широком смысле слова. Они и не в парламенте, и не отвечают своей вывеске по форме и по сути. Но несчастья у партий «Ауыл» и ОСДП имеют разную природу.
В управлении сельским хозяйством республики давно борются два подхода. Один заключается в экономической поддержке средних и мелких производителей (по личные подсобные хозяйства – ЛПХ – включительно). Второй направлен на взращивание и стимулирование крупных агрохолдингов.
В обоих случаях имеются своя философия и инструментарий, вот только две эти доктрины по факту являются взаимоисключающими.
Партия «Ауыл» в своих политических заявлениях ни разу четко не определилась по ключевому водоразделу сельскохозяйственной политики: либо она за фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств, либо за крупных товарных производителей.
Как генералы готовятся к прошедшим войнам, так и ОСДП вечно собирается участвовать в прошлых выборах. «Социал-демократы» остались в «нулевых» годах века, как будто за это время в Казахстане и мире не произошло ничего принципиально нового. Когда-то ОСДП была реально узнаваемой в народе партией, но все это в прошлом, уже выросло целое поколение людей, которое понятие не имеет что означает странная аббревиатура. Наличие в стране социал-демократической партии для многих вообще будет реальным откровением.
ОСДП пятилетку за пятилеткой обещала скорое падение правящего политического режима и новую власть. За это время поменялся президент, но совсем не так, как прогнозировали незадачливые оппозиционеры. Еще были Крым, грандиозное возвышение Китая, конец эпохи высоких цен на нефть и газ, серийная девальвация тенге, однако «социал-демократы» так и не смогли выйти из ниши протеста ради протеста, в которую они сами себя загнали.
Дмитрий МАЗОРЕНКО – «Оппозиция не будет объединяться для участия в выборах» — К моменту объявления выборов ни одному из политических движений, возникших на волне весенних и летних протестов 2019 года, не удалось зарегистрировать партию. Создание коалиции с одной из действующих партий оставалось для них последней возможностью побороться за места в парламенте и мажилисе. Еще летом председатель Общенациональной социал-демократической партии Асхат РАХИМЖАНОВ предлагал новым движениям присоединиться к ним, хотя и отмечал, что сейчас сложно найти идеи для разработки общей повестки. ОСДП называет себя единственной официально зарегистрированной структурой оппозиции. Однако лидеры движения HAQ Тогжан КОЖАЛИЕВА и движения Respublika Бэлла ОРЫНБЕТОВА усомнились в этом и воздержались от сотрудничества.
Несмотря на то, что Демократическая партия Жанболата МАМАЯ так и не смогли закончить процедуру регистрации, он и его единомышленники даже не рассматривали возможность объединения усилий с какой-либо существующей партией. Вместо этого они призывают бойкотировать выборы.
Участник движения Oyan Qazaqstan Димаш АЛЬЖАНОВ еще летом заявлял Vласти о том, что оно не намерено принимать вид партии, не желает встраиваться в нынешнюю политическую систему и не собирается создавать коалицию с другими гражданскими и формальными организациями.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.