Война Миров. Англосаксонский блок AUKUS

Пути коллективного Запада в оборонной сфере расходятся

Эпицентром очередной гонки вооружений становится западная часть Тихого океана. Новый военно-политический блок AUKUS даже начинает свое название с Австралии, а далее следуют Великобритания и США. В Канберре, Лондоне и Вашингтоне для презентации нового альянса использовали обтекаемые формулировки, но за ними все равно легко угадывается противодействие Китаю. При этом последствия от появления нового геополитического игрока очень разнообразные. К примеру, AUKUS уже нанес удар по НАТО.

Мировая система продолжает быстро меняться. В Париже и Брюсселе о новом англосаксонском военном блоке узнали из СМИ, хотя переговоры по созданию AUKUS велись 18 месяцев, а вот политическое руководство Китая было извещено заранее. Скорее всего потому, что в Поднебесной за своими врагами следят с помощью разведки, а для Франции и Евросоюза Австралия, Великобритания и США как бы являются союзниками, поэтому приглядывать за ними моветон.

Как результат, из Пекина реакция негативная, однако сравнительно сдержанная, зато Париж бьется в истерике. «Нож в спину», «Трафальгарский удар» – далеко не самые жесткие оценки, которые делают французские политические деятели и СМИ в адрес англосаксов. В фокусе внимания разрыв Австралией контракта на производство 12 французских субмарин «Сюфферн» по программе «Барракуда». Они хоть и должны были строиться на верфях Аделаиды, то есть на австралийской территории, но Франция планировала при этом заработать $66 млрд.

Злоба Парижа, которая вылилась даже в отзывы послов из США и Австралии (по Великобритании такого делать не стали, поскольку на Лондон французы давно поставили крест), вполне объяснима. Американцы вырывают изо рта французского ВПК кусок за куском, пользуясь превосходством своего политического влияния. Так, Швейцария отказалась от покупки истребителей Rafale в пользу американских F-35 практически одновременно с разрывом австралийского контракта. Англосаксонское трио тоже развернуло против Франции информационную войну.

Наблюдатели главной точкой противостояния для AUKUS называют Южно-Китайское море, но в целом используется определение Индо-Тихоокеанский регион. Австралийцы призывают Пекин к диалогу, делая вид, будто ничего кардинального не произошло, однако в Поднебесной на такие дешевые трюки не ведутся и обещают Канберре полноценные проблемы.

Дело в том, что английские подводные лодки, которые будут строиться взамен французских, имеют совсем другую философию. Французские субмарины предназначались для концепции защиты австралийского побережья, тогда как британские – это в первую очередь ударное наступательное вооружение. То есть по всему видно, что договоренности в рамках AUKUS подразумевают проецирование силы. Кстати, новый военно-политический блок не нравится не только Китаю, но и Индонезии, например, которая из-за географии оказывается между молотом и наковальней.

Создание альянса AUKUS – это плохой знак для коллективного Запада. С одной стороны, провалилось формирование азиатского НАТО, куда планировалось привлечь Индию и Японию. Дели ради перспектив плотно дружить с англосаксами не покинул Шанхайскую организацию сотрудничества, да и от закупок российского оружия не отказался. С Токио тоже не срослось. Вашингтон сильно потерял в качестве привлекательного партнера, а тем более после Афганистана и «кидка» вчерашних союзников.

Белый дом со времен Дональда Трампа пытается приспособить НАТО для противодействия Китаю, но, кроме как с Великобританией, прогресса нет. Да еще Франция с Германией гнут линию на создание собственных евросоюзовских вооруженных сил. Как минимум, чтобы от ЕС в НАТО был единый представитель, уполномоченный Брюсселем.

США все это категорически не нравится и, как показал блок AUKUS, полноценный общий язык они теперь способны находить только в рамках англосаксонской идентичности. К тому же у Великобритании и Австралии одна королева, что облегчает институциональные вопросы. Кстати, новый блок подразумевает адаптацию австралийского законодательства под американское в плане введения санкций, чтобы союзники могли и в этом вопросе выступать общим фронтом.

Последние события показывают, что Вашингтону и Лондону легче создать для Австралии атомный флот, чем договориться с союзником по НАТО Францией. Все это происходит в условиях, когда Белый дом остро нуждается в союзниках. И все равно Париж, со своим статусом ядерной державы, правом вето в Совбезе ООН, многочисленными островами в Тихом и Индийском океанах, оставлен за бортом AUKUS.

Новый расклад не несет ничего хорошего ни НАТО, ни Евросоюзу, где углубляются линии раскола. Вообще очень показательно, что США забирают контракт у Франции и отдают его Великобритании, стране, которая уже покинула Евросоюз. Удар по Парижу влечет потери и Германии, поскольку многие немецкие предприятия работают в сотрудничестве с французскими. Еще тяжелее финансовых моментов имиджевые потери Франции, которая не прошла для Вашингтона фильтр «свой – чужой».

Польша недавно вместо традиционных немецких танков «Леопард» закупила американские «Абрамсы». Вроде бы там и там союзники по НАТО, но по логике вещей, в случае войны с Россией Польше предстоит взаимодействовать с Германией, поэтому одинаковые танки обеспечивают лучшую логистику. Но все равно верх взяли не военные соображения, а геополитические.

Быстрый калейдоскоп событий ставит в сложное положение Украину. Из-за дрязг внутри НАТО у Киева все меньше шансов, что кто-нибудь из североатлантического альянса придет к нему на помощь. К тому же у Украины нет статуса, обязывающего натовцев воевать за его интересы. Если Польша и Румыния хотя бы на словах поддерживают Незалежную, то Словакия ничего подобного не демонстрирует, а Венгрия еще и постоянно предъявляет претензии по достаточно широкому кругу вопросов.

Ослабление поддержки Киева с западных рубежей происходит в ситуации, когда российское информационное поле буквально переполняется рассуждениями о том, что «украинский вопрос» Москве придется решать силовым путем. Даже если подобное всего лишь издержки прошедших выборов в Госдуму, из-за чего Кремлю пришлось нарастить градус патриотической риторики, все равно подобный информационный контент быстро не рассасывается и подогревает градус напряженности.

Важно понимать качественные перемены, которые произошли в российской правящей элите. Если в первые годы после майдана Украина воспринималась как родственная, пусть и заблудшая страна, то сегодня она переформатировалась во враждебное государство по всему спектру информационных и ментальных полей. Отсюда и риторика, полностью соответствующая контексту врага, которого необходимо сокрушить как можно быстрее. А англосаксы тем временем намерены двигаться дальше сугубо своим междусобойчиком.

Для Москвы ситуация двоякая. Своей операционной зоной AUKUS угрожает и территории России. С другой стороны, он так сильно подорвал общие ряды коллективного Запада, что объективно играет на ослабление противостоящих Кремлю сил.

Если для Канады и Новой Зеландии AUKUS ничего тревожного не несет, в конце концов, у них та же королева, что и у Великобритании с Австралией, то перед коллективным Западом новый вызов. Традиционно маскируемые противоречия между англосаксами с одной стороны и осью Франция – Германия с другой неожиданно вырвались на авансцену и получили политическое оформление в виде AUKUS.

***

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.