Это то, о чем мы стыдимся говорить.
Но эта назначенческая вакханалия, которая сначала вдохновляла (о, перемены!), потом вызывала недоумение (о, сколько же все может продолжаться?!), а теперь, откровенно, провоцирует усталость и раздражение, у кого как, – являет собой необходимость объявить люстрацию.
Мягкими щетками и пипидастрами не вычистить ряды чиновников, не избавиться от засевших в каждом механизме власти элементов даже с помощью агрессивной химии. Здесь – только кардинальные меры – здоровый и даже жесткий расчет и устранение всех «кадров» устаревшей формации.
***
Самое свежее историческое воспоминание о похожем процессе – это люстрация в Украине. В 2014 году, после очередного, но на тот раз, бескомпромиссного Майдана, ограничение доступа к государственной службе и работе в органах местного самоуправления было установлено для лиц, занимавших руководящие должности при прежних политических режимах, сотрудников спецслужб бывшего СССР, а также для лиц, подозреваемых в причастности к коррупции.
Как бы вполне легитимная и в чем-то даже демократическая процедура.
Закон «Об очищении власти» вступил в силу в октябре 2014 года.
Казахстан, несмотря на прорву исторических лет, до сих пор считает, наверное, стыдливым, ввести подобный закон в действие, хотя имеет оснований для этого поболее, чем Украина в 2014 году.
У нас не было даже слабых намеков на демократию – в стране безраздельно властвовал один клан – Назарбаевых.
Собственно, а почему нынешняя власть, отстранившаяся наконец-то, от наследия эпохи Назарбаева – диктатура, кумовство, коррупция, бессовестное вранье и эксплуатация всего населения и пр., боится провести люстрацию?
***
Понятно, что на всех этажах власти за эти 30 лет обосновалось немало трутней, имеющих некие родственные, деловые или дружеские отношения с властвующим кланом.
На ключевые посты получали назначение только те, кто проявлял втайне или демонстрировал на публике свою лояльность, преданность, любовь.
Иначе чем объяснить безусловную и бесконечную, как водоворот, ротацию одних и тех же лиц на разных ответственных или значимых должностях? При этом они, увы, зачастую не только не представляли никакой исключительной ценности для развития Казахстана, но и были вредны.
Эта токсичность распространялась, как раковая опухоль, не только в государственных и квазиструктурах, но и в бизнес- и общественной среде. Раньше все только догадывались и судачили, а теперь мы получаем документальные подтверждения того, как властвующие властвовали – во всех сферах и безраздельно. И не только властвовали, а превратили страну в источник личного обогащения – без стеснения, без стыда, без совести.
***
Эти бесконечные обличения в воровстве и ненасытной жадности уже не вызывают ярости, они лишь подтверждают то, что все знали очень давно.
Что клан Назарбаева – от президента до его дочерей, неофициальных зятьев, братьев и сватьев, прибрал к своим рукам практически все более-менее доходные сферы: банки, школы и университеты, общественные организации, городские рынки и паркинги.
Это далеко не исчерпывающий список, потому что делили все между собой и делились щедро с разными родственниками. Вспомните хотя бы гарантированные процентные отчисления от платежей государственного, казалось бы, оператора связи в адрес младшей дочери экс-президента или рынки южной столицы, которые много лет несли неисчислимую дань его родному брату, который даже, ни с того, ни с сего, вдруг уверовал в свою исключительность…
***
Именно родственники президента первыми, но не сразу, а постепенно, были отлучены от должностей, которые они занимали. С каким же сожалением они расставались с синекурой, к которой привыкли за годы правления Нурсултана Назарбаева!
Однако в государственном аппарате и квазигосударственном секторе остается много кадров, которые еще вчера откровенно саботировали любые решения президента Токаева.
Этому есть, по меньшей мере, два объяснения.
Возможно, они не умеют работать, и долгие годы, что находятся в «обойме», просто занимали теплое местечко, перекладывая бумаги и личную ответственность. Их ценность, в таком случае, номинальна, и с ними нужно расстаться – один раз и навсегда.
Другое дело, если эти кадры до сих пор чувствуют себя обязанными прежней власти, испытывают к ней симпатию и еще надеются, что вдруг все вернется на круги своя. Они представляют реальную опасность. Тут решение может быть только одно: однозначно, люстрация.
***
Что делать? Объявить два этапа люстрации: добровольную и принудительную.
Добровольно должны уйти те, кто не разделяет политику действующего главы государства, не верит в перемены, не умеет работать, не уверен, что полезен в государственном управлении и пр..
Немногие решатся самокритично взглянуть на себя, и еще меньшему количеству «нахлебников» захочется отойти от кормушки и перечеркнуть свои перспективы.
А потому главной должна стать принудительная люстрация. Президент Токаев уже это делает. Действует хотя и решительно, но слишком точечно и медленно.
Совершает ошибки, переназначая на ответственные и руководящие должности людей, которые не смогли оправдать доверие на предыдущей работе или вовсе были замешаны в скандалах с похищением денег и коррупционных схемах. Бывшие министры, например, перекрасились в акимы и возглавляют национальные компании. Но почему им вручают все новые и новые портфели?
***
К попыткам очистить власть даже с помощью закона двойственное отношение в любом обществе.
В историческом контексте люстрация применялась очень часто и жестко – как к власти приходили режимы-антиподы, прежние представители власти подвергались гонениям и даже физическому устранению.
Но именно благодаря люстрации в современной истории многие социалистические режимы в Восточной Европе пали, и удалось привести общество к свободе и демократии.
Современная люстрация не линчует. Но позволяет власти очиститься – во имя будущего развития.
Куда хуже продолжать это отсечение ненужных «государственников» от управления без конца…
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.