«Группа депутатов попросила генпрокурора проверить высказывания Мухоряпова» — Группа мажилисменов от депутатской группы «Жаңа Қазақстан» направила обращение к генеральному прокурору Берику АСЫЛОВУ с призывом проверить высказывания предпринимателя Рамиля Мухоряпова относительно казахского языка.
Депутаты полагают, что генпрокурор должен принять меры «в соответствии со статьей 174 пункт 1 Уголовного кодекса» — разжигание розни.
Обращение подписали 20 депутатов, включая Едила Жанбыршина, Айдоса Сарыма, Ерлана Саирова, Жанарбека Ашимжана, Ляззат Рамазанову и других.
Татьяна ПАНЧЕНКО – ««Кейс Мухоряпова»: какие уроки стоит извлечь бизнесу» — В конце октября Казнет разбушевался по поводу высказывания основателя и совладельца холдинга Chocofamily Рамиля МУХОРЯПОВА. Напомним, на встрече с релокантами из РФ бизнесмен заявил, что если на обращение на русском языке отвечают на казахском, «это чуть-чуть странно, проявление какого-то национализма и идёт не от большой культуры» — если только отвечающий «реально не знает русского». Эти слова вызвали возмущение у многих пользователей соцсетей, и Мухоряпов сначала решил разъяснить свою точку зрения подробнее: «Если у тебя гость просит помощи и ты, не зная русского, пытаешься помочь гостю, отвечая на казахском, — ты красавец и настоящий гостеприимный житель страны. Если же ты русский язык знаешь и просто издеваешься, хочешь показать свое превосходство, специально отвечая на казахском, — в душе нет у тебя настоящего казахстанского гостеприимства».
Но и это «разъяснение» не помогло, и на следующий день Мухоряпов опубликовал видео с извинениями за свое высказывание на казахском и русском языках. К этому времени многие клиенты сервисов, входящих в холдинг, заявили об отказе от его услуг и удалении приложений. В соцсетях раздались призывы к бойкотированию Chocofamily, рейтинг приложений стал стремительно снижаться…
Как считает гендерный эксперт Аида АЛЬЖАНОВА, «проблема языка у нас давно назрела, но ее боятся затрагивать: вместо того чтобы взять и честно обсудить, мы ждем, что «само рассосется». А честный разговор должен привести к конкретным делам.
Я считаю, что этот кейс хорош тем, что с него может начаться обсуждение ситуации с государственным языком. Несмотря на закон о языках, некоторые сервисы Chocofamily до последнего времени были только на русском. Причем у нас не бывает, чтобы приложение было только на казахском. Необходимо, чтобы казахский интерфейс был обязательно, — говорит Альжанова.
Что касается повторения таких случаев, то эксперт не стала давать прогнозов.
— Для бизнеса это репутационный риск, и компании, особенно крупные, должны провести оценку рисков, в том числе связанную с такого рода кейсами. Должна быть выстроенная система коммуникаций, алгоритм, как поступать в таких ситуациях, должны работать пиар-менеджер и кризисный менеджер по коммуникациям. Думаю, этот кейс будет широко использоваться коммуникационными службами в своих тренингах, — отметила она.
— В первую очередь надо исходить из понимания, что в Казахстане получает развитие институт общественного мнения, что шире связано с развитием гражданского общества, чему большой импульс придало в первую очередь распространение социальных сетей. Как и во многих развитых странах, получают развитие такие социальные санкции, как кэнселинг, или культура отмены, — констатирует специалист по конфликтам, генеральный директор консалтинговой компании ECPM Ербол ИСМАИЛОВ.
В этой связи бизнес должен знать и соблюдать социальные нормы и правила, которые существуют в современном казахстанском обществе.
— В Казахстане происходит рост национального самосознания, более четко стало артикулироваться понятие национальных интересов, вокруг которого строятся выступления лидеров общественного мнения. К числу интересов, безусловно, относится и развитие государственного языка, и пренебрегать этим, как это было зачастую ранее, уже непозволительно, — предупреждает эксперт. — Вторым, достаточно ярко проявленным трендом является рост запросов на социальную ответственность бизнеса. Граждане хотят знать, что делает бизнес для развития страны, в которой он зарабатывает свои капиталы.
Таким образом, по мнению конфликтолога, кейс Мухоряпова является «отчасти индикатором того, что общество, которое становится все более информированным и зрелым, будет обращать все большее внимание на бизнес, буквально на каждый шаг, и тем более на публичные заявления.
Эксперт по коммуникациям, автор книг по репутационному менеджменту Куат ДОМБАЙ предложил рассмотреть скандал с Мухоряповым как сигнал рынку о необходимости перемен.
— На первый взгляд, этот кейс возник неожиданно. Причем это случилось с казахстанским производителем, имеющим очень конкурентные продукты. Но есть очень важный фактор, который необходимо усвоить другим бизнесам, — говорит Домбай. — Еще в 2017-2018 годах рост запросов на казахском языке был на уровне 20% в год, и сейчас они составляют более 60%. В демографической структуре Казахстана казахов 70%, а средний возраст в стране — 32 года, среди казахскоязычных молодежь — большинство. Эта молодежь покупает товары, заказывает услуги. То есть использование казахского языка приобрело экономическое значение. И надо учитывать, что новое поколение общается в соцсетях, быстро самоорганизовываются, их ценности другие, нежели у населения 40+. Они видят себя частью глобального мира. И это как раз аудитория Chocofamily — молодая, чувствительная к ценам, для которой важно отношение компании к социальным и экологическим ценностям.
Айсулу ТОЙШИБЕКОВА – «До чего доводит язык?» — Пять лет спустя после печально известной рекламы с пилотками холдинг Chocofamily снова оказался в центре скандала. На этот раз — с легкой руки его основателя и совладельца Рамиля Мухоряпова, который на встрече для бежавших от мобилизации россиян неоднозначно высказался о казахском языке. Ставшее достоянием общественности видео с его высказыванием тут же вызвало гнев у доброй половины Казнета. Журналистка Айсулу Тойшибекова написала колонку о неизвлеченных уроках и языковом вопросе.
19 октября в соцсетях завирусился ролик, снятый на встрече, предположительно организованной председателем правления холдинга Chocofamily Николаем Мазенцевым с россиянами, которые бежали в Алматы от мобилизации. Девушка, выступающая перед аудиторией, просит с пониманием и уважением отнестись, если с ними говорят по-казахски, что в этом нет агрессии. Сидящий рядом Рамиль Мухоряпов прерывает выступление спикерки и делится мнением, что надо все-таки на русском отвечать, если вы знаете русский язык, иначе это «не от большого…большой культуры» и проявление национализма, а «гостеприимство должно все перевешивать».
Реакция на видео последовала незамедлительно: люди удаляли приложения сервисов Chocofamily, писали негативные отзывы в Google и Play App Store и призывали к ответу Мухоряпова в комментариях на его странице в Инстаграм.
Пять лет назад казахстанский сервис по поиску и покупки авиабилетов ChocoTravel, входящий в холдинг, выпустил рекламу с практически полностью обнаженными девушками, в котором обыгрывался сексистский мем про пилотку — такую аналогию на вульву. В Сети реклама вызвала возмущение, преимущественно у женщин, фемактивистки даже встретились с Рамилем Мухоряповым, чтобы объяснить, что не так с этим видео.
Спустя время скандал вокруг ролика утих, никаких извинений компания не принесла. И хоть ощутимых потерь для бизнеса Мухоряпова не наступило, в узких кругах он сильно испортил себе репутацию – я лично, как и многие мои знакомые, до сих пор бойкотирую продукты Chocofamily. Которые, к слову, не все переведены на казахский язык.
В случае с казахским языком критика оказалась в разы сильнее и жестче. Уже на следующий день Мухоряпов записал видеообращение, в котором заговорил по-казахски, принес извинения за высказывание и пообещал прикладывать больше усилий в изучении языка. Впрочем, восстанавливать репутацию и ему, и компании придется еще долго — в соцсетях вовсю форсят скриншоты комментариев бизнесмена из 2014 года, в которых он выражает симпатию Владимиру Путину…
Должны ли мы быть заложниками такого вида гостеприимства, когда выбор говорить на государственном языке с гражданами других стран приравнивается к национализму? Нет. Говорить на государственном языке с кем бы то ни было — это не национализм и уж тем более не проявление низкой культуры. Я вижу большую разницу между тем, чтобы оказывать адекватное гостеприимство и тем, чтобы отстаивать интересы своей страны, культуры и языка. И то, и другое — признаки здоровой нации, не противоречащие друг другу.
Да, мы знаем русский язык, но мы его не выбирали — он достался нам в наследство от пары с лишним столетий сложных отношений «метрополия — колония». Пока национальные языки советских республик переводились на кириллицу и теряли большие пласты литературы и письменных источников, русский язык доминировал и становился ключевым в доступе к образованию, карьере, культуре — к лучшей жизни.
А сейчас мы можем выбирать, и все чаще этот выбор падает на казахский язык. То, что мы наблюдаем в Казахстане — часть большого трансформационного процесса на большой территории, которая когда-то называлась Советский Союз. Где-то быстрее, как в Узбекистане или Азербайджане, где-то — дорогой ценой, как в Грузии и Украине, где-то, как в Казахстане, — 30 лет и пока петух не клюнул (извините).
Азат ДАРМЕНОВ – «Наша национальная забава – обижаться на всё и дружно кричать «Ату его!»» — На днях в соцсетях разгорелся очередной «околоязыковой» скандал. На этот раз очень многие возмутились высказыванием, которое руководитель холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов озвучил, судя по всему, в ходе общения с приехавшими недавно в Казахстан россиянами. Но можно ли назвать реакцию наших сограждан, причём далеко не только из числа так называемых национал-патриотов, соразмерной тому, что на самом деле прозвучало из уст бизнесмена?
Если верить гуляющей в Интернете информации, то видео, всколыхнувшее наше общество, было снято ещё в сентябре, но попало в тренды «Тик-тока» только во второй половине октября, а затем оттуда распространилось и на остальные социальные сети. Начинается ролик с речи девушки, которая объясняет российским мигрантам, что, если их обслуживают на казахском языке, а не на русском, то это нельзя считать проявлением агрессии, и что к этому нужно отнестись с пониманием.
В этот момент Рамиль Мухоряпов решает от себя добавить (публикуем без так называемых слов-паразитов): «На самом деле, если такое произойдет, я буду лично крайне опечален, кроме ситуации, когда человек реально не знает русского, потому что, мне кажется, все равно это чуть-чуть странно, чуть-чуть проявление такого национализма, это можно принять, но это не от большой культуры. Мне кажется, что первый пойнт, гостеприимство, должен всё перевешивать».
В данном случае очень важно с максимальной достоверностью передать сказанное бизнесменом. Однако некоторые откровенно переиначили его слова, видимо, желая создать максимально оглушительный эффект. Например, сейчас в сети активно «гуляет» картинка, на которой изображён гневного вида Рамиль Мухоряпов, якобы произносящий следующие слова: «Қазақтың тілі мәдениетсіздіктің тілі» («Язык казахов – язык бескультурья»). Как говорится, почувствуйте разницу с тем, что бизнесмен сказал в действительности. И дело не только в картинке – именно так поняли (или сделали вид, что так поняли) его слова на видео многие наши сограждане, в том числе и те, кто посмотрел оригинальный видеоролик.
Но самое удивительное: именно подобную трактовку сказанного Мухоряповым зачастую предлагают и многие из тех, кто совсем недавно призывал рассматривать слова теперь уже бывшего украинского посла в РК Петра Врублевского «в контексте». Напомним, что в интервью скандальному блогеру Диасу Кузаирову дипломат заявил: «Стараемся убить их как можно больше. Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется убивать нашим детям». Так вот, эти люди утверждали, что слова посла были вырваны из контекста и что имелись в виду не все русские, а только те, кто «пришел с мечом» на украинскую землю. Вполне возможно, что они правы и именно это имел в виду Врублевский. Но тогда почему в случае с главой Chocofamily те же самые люди мало того, что не пытаются понять контекст, так ещё и абсолютно игнорируют произнесенную им в середине речи фразу «кроме ситуации, когда человек реально не знает русского», которая, думается, была ключевой?
В целом, если отбросить эмоции и попытаться понять, что имел в виду глава Chocofamily, то на самом деле в его словах сложно найти что-то крамольное. Конечно, при большом желании можно разглядеть (или расслышать) что-то ужасное и оскорбительное даже в самых невинных вещах, но зачем это нужно? Кому было выгодно переиначить изначальный смысл фразы и показать человека в максимально невыгодном свете настолько, что ему пришлось извиняться, причем даже «покаяние» было воспринято весьма негативно: люди, мол, уже устали от того, что якобы «очередной казахофоб» пытается выйти сухим из воды, просто извинившись на камеру. Чем плох посыл о том, что, если у человека есть возможность помочь другому человеку, то было бы хорошо сделать это?
Как считают некоторые, столь резкая реакция вызвана незавидным положением казахского языка в нашем обществе, вследствие чего любые мало-мальски ущемляющие его высказывания воспринимаются крайне болезненно. Да, действительно, сфера применения «анна тілі» ещё не так широка, как хотелось бы, но и устраивать вселенский плач по этому поводу, думается, не стоит. Например, в ходе проведения недавней переписи населения 80,1 процента казахстанцев сообщили, что в той или иной степени владеют государственным языком. Для сравнения: в 1999-м этот показатель составил 64,4, в 2009-м – 74,0 процента. То есть, постепенно ситуация улучшается. Безусловно, в языковой сфере существует еще множество проблем, но решение большинства из них – дело времени, причем не самого отдалённого. Тем более что в пользу казахского играет главный фактор – демографический.
Но высокий уровень «хейта» со стороны части общественности возникает не только из-за языка. Например, можно вспомнить историю с довольно известным российским блогером Александром Гутиным. В 2019 году он написал шутливый пост на тему посещения музея кобыза в Казахстане. Абсолютно проигнорировав тот факт, что единственным его посылом было рассмешить людей, а не кого-то оскорбить (тем более что ранее он с большой теплотой отзывался о казахах, нашей природе, национальной кухне), немалое число казахстанцев начали писать агрессивные комментарии – доходило даже до откровенно антисемитских высказываний. Заслуживал ли человек откровенной ненависти и проклятий в свой адрес только за то, что ему не очень понравился звук музыкального инструмента? Вопрос, полагаю, риторический. По словам самого Александра, столько, сколько ему прилетело за кобыз, ему не прилетало никогда.
Или вспомните историю с главой холдинга BI Group Айдыном Рахимбаевым. Летом 2020-го, когда коронавирус был максимально опасным и уносил жизни большого количества людей, он написал в «Фейсбуке» пост о том, что снятие карантина не должно быть поводом устраивать массовые мероприятия, в частности, свадьбы, и что было бы неплохо забыть на время про пресловутый казахский «уят». Многих пользователей соцсетей оскорбил «наезд» на национальные традиции, некоторые грозились отказаться от приобретения квартир в домах, возводимых компанией. Правда, Рахимбаев сам «прокололся», когда незадолго до этого отпраздновал с подчинёнными сдачу в строй одного из объектов. Но к данному случаю вполне применимо известное высказывание «Слушай, что мулла говорит, и не делай того, что он делает».
Да, когда кто-то с откровенной неприязнью отзывается о представителях той или иной национальности (кстати, тут надо отметить, что определённая часть людей видит ненависть в отношении своего этноса даже там, где ее нет, при этом принципиально отказываясь замечать проявления ксенофобии со стороны «своих»), выступает с сепаратистскими призывами – это одно дело, и тут «хейт» оправдан. Но есть ли смысл искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно когда её там нет, как это происходит сейчас в истории с Рамилем Мухоряповым?
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.