Война Миров. Херсонская ловушка

Либо Россия удержит свой областной центр, либо Украина вернет свой областной центр

Военно-политическим центром поля боя на Украине стал город Херсон. Политический приз в случае удержания его Москвой или захвата Киевом стал очень высоким. По идее, ВСУ его нужно было отбивать до промежуточных выборов в США, но украинская сторона не накопила достаточных резервов. Между тем фаза военного противостояния в битве за Херсон дошла до той точки, когда взаимоприемлемого решения уже нет. Одна сторона должна выиграть, а другая проиграть.

В информационном плане Херсон все больше превращается в темное пятно. Пока наверняка известно только то, что эвакуация гражданского населения с правого берега Днепра на левый прекращена и теперь действует лишь военная логистика. Наблюдатели гадают для чего собраны российские войска в городе – отбивать украинское наступление или проводить собственное.

В войне на Украине доминируют политические соображения и часто экономические. Но экономические не в смысле интересов государства, а конкретных частных лиц. Поэтому государственные ЗВР на $390 млрд сдаются бестрепетно, а за личные миллионы олигархов торгуются до последнего, хитро договариваются и обманывают друг друга. Проблема современного мира в том, что почти ничье слово уже ничего не стоит, а всевозможные печати и подписи на специальных бланках только добавляют антуража пустоте.

В «Херсонском кейсе» слишком много неизвестных. Для Кремля главная из них – это какие проблемы для снабжения правобережного плацдарма создаст разрушение плотины Каховской ГЭС ударами «Хаймарсов». Из-за этого официальная пропаганда стала заранее «подстилать соломку» про «тяжелое, но необходимое решение».

Все это встрепенуло державно-патриотический спектр российского общества. Политическому руководству и лично Владимиру Путину была обещана масса проблем, если он не перейдет к войне на полную катушку и сдаст единственный областной центр, который вооруженные силы РФ заняли после 24 февраля. Судя по реакции высшего чиновничества, данная угроза воспринимается как серьезная.

У Киева свои резоны в возвращении Херсона. Здесь не только важность продемонстрировать спонсорам свою возможность вести успешные наступательные действия, но и показать той же Москве, что проведенные референдумы ничего окончательного не означают.

В Кремле не сразу заметили, как прошли точку невозврата. А она заключается в том, что сознание обывателя, переведенное с мирного времени на военное, начинает жить в совсем других реалиях. После этого трудно выдавать сдачу территории за «хитрый план», а отсутствие экипировки и должного количества боеприпасов на складах за «ничего страшного».

В результате политическое руководство Российской Федерации оказалось под непривычно мощным давлением социума. Фактически за все время правления Владимира Путина ничего подобного не наблюдалось. Общественное мнение требует удерживать территорию и эту установку невозможно перебить либо нейтрализовать PR-акциями. Раньше официальная пропаганда не имела реального конкурента, за исключением «антиваксеров». Теперь появилась альтернативная реальность в виде действительного положения дел на поле боя. Из-за этого, например, потеряли популярность пресс-брифинги Министерства обороны, поскольку если бы все произносимое на них являлось правдой, то картина на линии боевого соприкосновения выглядела бы совершенно иначе, да и сама ЛБС проходила совсем в другом месте.

Нельзя сказать, что правящая элита России плохо оценивает текущее положение вещей. Там, где политическая ответственность не такая тяжелая, как в случае с объявлением частичной мобилизации, действуют достаточно оперативно. На практике это проявилось в закупке большого количества иранских беспилотников, а теперь еще и ракеты «земля – земля» с клеймом «сделано в ИРИ» скоро покажут себя в деле.

Похожая картина с боеприпасами. Составы без маркировки груза, которые идут из КНДР в РФ, отслеживаются американским агентством геопространственной разведки. Советские запасы снарядов на складах уже опустошены, оставшиеся заводы ВПК действуют в полную нагрузку, но не справляются с потребностями фронта. А северокорейские снаряды идентичных калибров с российскими, поскольку корнями из одной военно-технической и военно-промышленной школы.

Ясное дело, что боеприпасы из КНДР не могут двигаться в Россию без одобрения в Пекине. Си Цзиньпин, избранный на третий срок и резко усиливший позиции своих сторонников в руководстве Компартии Китая, одновременно обеспечивает более благожелательное отношение КНР к Москве со всеми вытекающими из этого последствиями. Если у Киева хватит глупости дипломатически признать Тайвань, а шанс на такое имеется, то в небе над Украиной с российской стороны появятся и китайские беспилотники.

Кремлевские функционеры вынуждены одновременно играть на нескольких досках. В принципе, в аналогичном положении и их коллеги в Вашингтоне, Лондоне, Анкаре, Пекине, Брюсселе. Но фактор Херсона после активизации российского общественного сознания меняет ряд раскладов. В действующем сеансе одновременной игры команда президента Путина не может сдать партию на Херсонском направлении. Поэтому нужно либо усиливать ресурсное обеспечение в этом месте, либо жертвовать на других «досках», к которым внимание российского социума не столь пристальное.

На самом деле проблем реально много. Нужно как-то наказывать Великобританию за подрыв «Северных потоков», думать над устойчивостью транспортного сообщения Калининградской области с остальной территорией России. Закавказье и Центральная Азия, которые Запад планирует и стремится «отстыковать» от Москвы, тоже требуют внимания, сил и ресурсов. Очень примечательно, что РФ не выходит из «климатической повестки». Значит, эту карту тоже можно на что-то поменять, поскольку классический здравый смысл в этом занятии ничего полезного не видит.

Президент Украины Владимир Зеленский тоже не свободен в своих действиях и заявлениях. Все помнят, как он публично «хлестался», что ни о чем с Владимиром Путиным переговоров вести не будет в принципе. А теперь уже вроде как готов, если российские войска отойдут на границы 1991 года и Москва принципиально будет готова говорить о материальной компенсации.

Здесь опять актуализируется Херсон. Россия без удержания этого города не сможет решать задачу по отрезанию Украины от побережья Черного моря, а Киев без захвата данного областного центра не может ликвидировать угрозу потери всего своего остающегося под контролем побережья, поскольку Херсон – просто идеальный трамплин для наступления.

Сегодня политические и военные ставки вокруг Херсона растут. После итогов промежуточных выборов в США станет ясно, кто будет держать палату представителей и сенат. Если верх возьмут республиканцы, то шансы Украины во всех отношениях падают, а если демократы хотя бы частично удержат прошлые позиции, то будет новый виток на поле боя.

Переход Херсона под контроль Киева мог бы кардинальным образом усилить позиции команды Зеленского перед предстоящей зимой. Но у ВСУ элементарно не хватило сил. Подготовленные на полигонах НАТО военнослужащие механизированных бригад к моменту боев за Херсон были изрядно обескровлены, а потому не смогли вести эффективных наступательных боевых действий. Теперь ставится вопрос о том, а какими силами на этом направлении обладают российские вооруженные войска и способны ли они к масштабным наступательным действиям.

Общая ситуация складывается таким образом, что обе стороны не могут тянуть время под Херсоном бесконечно. Потому что политические соображения войны диктуют необходимость внесения ясности кто «царь горы» в Херсонском кейсе. Для Киева крайний срок – 15-16 ноября, когда будет проходить саммит G-20. Ну а пока ставки с двух сторон все повышаются и повышаются.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.