Алматы. 15 ноября. КазТАГ – Отказ от антиблокировочных систем (ABS) и систем передачи извещений (СПИ) в автомобилях и откат к стандарту Euro-0 ставят под угрозу жизни казахстанцев, считают эксперты.
«4 ноября было принято постановление правительства, согласно которому отечественные производители отныне могут не устанавливать подушки безопасности, важные системы безопасности, такие как ABS и СПИ, а также понижено требование к экологическому классу автомобиля до Euro-0. То есть мы не только откатились к стандартам 1980-х годов, но и поставили под угрозу жизни и здоровье наших казахстанцев. Данное постановление приведет к большим человеческим жертвам. В пояснительной записке к данному постановлению, министр индустрии сообщает, что эти требования – отмена подушек безопасности, ABS и СПИ никоим образом не отразится на безопасности граждан. Это пописывает министр, зная, что научно и статистически доказано, что наличие систем безопасности снижает риск смертности и уровень аварийности. Насколько нужно быть бестолковым министром, чтобы подписать такое сопроводительное письмо?» — заявил общественный деятель Санжар Бокаев на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе во вторник.
Он напомнил министру индустрии и инфраструктурного развития Каирбеку Ускенбаеву, что европейцы еще в 1980-х годах приняли этот стандарт и не отходили от него, потому что доказали, что наличие систем ABS и СПИ снижает аварийность на дорогах, а наличие подушек безопасности снижает на 20-24% смертность на дорогах.
«Соответственно, отказ от этих важных систем безопасностей в автомобилях приведет к увеличению смертности в Казахстане», — подчеркнул эксперт.
Он уточнил, что 15 ноября указанное постановление вступило в силу.
«Сравнивая 2022 год с 2015 годом, смертность в Казахстане от ДТП выросла на 23%. 2015 год – это год, когда было принято решение о введении утильсбора. За все время действия утильсбора автопарк Казахстана устарел, и средний возраст составляет 20,5 лет. Это данные, которые не учитывают 2022 год, а мы знаем, что в 2022 году в салонах не было новых автомобилей, а значит, ситуация еще хуже. До введения утильсбора, в 2016 году средний возраст автомобиля в Казахстане составлял 18,5 лет, то есть на лицо старение автопарка», — сказал на пресс-конференции предприниматель Владимир Ким.
По его словам, в Казахстане не ведется статистика, которая бы сопоставляла количество смертей в зависимости от конструкции и возраста автомобиля, а в других странах она ведется.
«Согласно исследованию национального управления безопасности дорожного движения США, чем старше автомобиль, чем меньше он оснащен системами безопасности, подушками безопасности, тем больше шансов и участников дорожного движения погибнуть. Если вы находитесь в автомобиле 18-летнего возраста, то ваш шанс погибнуть повышается на 70%, чем если бы вы находились в автомобиле трехлетнего возраста. Отмена технических средств безопасности – явный откат в прошлый век и угроза жизни и здоровью не только водителей, но и всех участников дорожного движения. Что касается отката к Euro-0, то это еще более возмутительно, поскольку стандарт Euro-0 был введен в действие в 1988 году и на момент своего введения даже не было такого знания, как Euro-0. Euro-0 появилось, когда в 1992 году вышел стандарт Euro-1», — объяснил спикер.
По его словам, с каждым новым стандартом требования усиливались.
«Euro-0 не регламентирует никаких требований, ни по наличию твердых частиц в выхлопах, ни по дымности, к дизельным двигателям также нет никаких требований. Откат к Euro-0 ставит под угрозу жизни всех казахстанцев, не только участников дорожного движения. Нарушены базовые принципы, нарушены конституционных требования, статья 1 Конституции гласит, что высшей ценностью в РК является человек, его жизнь, права и свобода. Также в Конституции содержатся требования к государству стоять на страже охраны окружающей среды и создания благоприятных условий для жизни граждан РК. А решения министерства индустрии и экологии не только ухудшают экологию, но также нарушают законодательные требования», — считает эксперт.
Председатель комитета малого и среднего бизнеса президиума национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Берик Заиров отметил, что «правительство в ручном режиме всячески поддерживает наш автопром».
«Первое, автопрому на протяжении 20 лет позволяют не производить автомобили, а собирать их. Второе, готовые комплектующие ввозятся в Казахстан без налоговых и таможенных пошлин. Третье, для строительства автозаводов государство выдает льготные кредиты. Четвертое, для увеличения продаж автомобилей, собранных в Казахстане, государство выдает льготные кредиты на авто для населения. Пятое, для того, чтобы автомобили, собранные в Казахстане, продавались дороже, наше правительство ввело утильсбор и сбор за первичную регистрацию. Если мы завозим автомобиль, стоимостью Т10 млн, то наш автопром не сможет продавать аналогичный автомобиль дороже, чем за Т10 млн. Но если сейчас у нас есть утильсбор и первичная регистрация, мы можем завезти и зарегистрировать этот автомобиль уже не за Т10 млн, а за Т12 млн. То есть автопром уже может продавать смело за Т12 млн этот автомобиль. На этом примере мы видим, что автопром может продавать нам автомобиль на Т2 млн. Шестое, при реализации автомобилей, автопром не платит налог за прибыль. И седьмое – если что-то пойдет не так у наших автозаводов, то государство может реструктуризировать их кредит. То есть списать, отсрочить и так далее», — перечислил Заиров.
Также, по его словам, государство может выкупить долю автозавода.
«Когда мы просили снизить утильсбор до Т100 тыс., нам сказали, что хлынут старые автомобили из России, а наши автозаводы, которые вложили инвестиции, не смогут выполнять обязательства. Но сейчас наоборот, новые автомобили уходят из Казахстана в Россию. Создался большой спрос на автомобили, дефицит автомобилей увеличился и они подорожали. Сейчас наше правительство переходит на новый уровень поддержки – отменяет системы безопасности, подушки безопасности и даже разрешает производить авто с низким экологическим классом. Мы предлагаем отменить утильсбор и первичную регистрацию для всех физических лиц, для всего малого и среднего бизнеса, которые покупают автомобили, грузовую технику, сельхозтехнику для собственных нужд», — сказал Заиров.
Бокаев сообщил, что общественники подали иски в отношении мининдустрии и министерства экологии, геологии и природных ресурсов касательно принятых ими решений.
«В 2016 году был введен утильсбор на автотранспортные средства. Общество выразило свое недовольство. Мы потребовали информацию о доле локализации. Министерство индустрии отказывает нам в этой информации, мы судимся по этому вопросу. Но когда речь зашла о безопасности жизни мы молчать не могли», — сказал присутствовавший на пресс-конференции юрист.
По его словам, сейчас инициировано несколько судебных производств.
«Мы требуем провести работу по пересмотру ставок утильсбора на автотранспортные средства. За период действия утильсбора дважды снижался сбор на автомобильный транспорт, но каким образом снижался, непонятно. Один раз на 50% снизили этой весной без каких-либо расчетов, ничего не предоставили. Также льготы касаются авто, завезенных до 1 сентября этого года, там вообще утильсбор практически обнуляется. Какие действуют при этом расчеты, нам непонятно. Поэтому мы требуем провести анализ регуляторного воздействия, понять, насколько и в каких размерах утильсбор необходим, этой работой мы занимаемся. Относительно судебного разбирательства в части получения информации доли локализации – правительство утверждает, что по некоторым моделям уровень локализации составляет 50%, это местное содержание, в среднем около 30%, мы же хотим посмотреть, что это за заводы и что там происходит», — добавил юрист.
Он отметил, что правительство отправляет общественников на сайт Бюро национальной статистики, «но там далеко не подробная информация».
«В суде выяснилось, что соглашения о промышленной сборке, которое заключает министерство индустрии с отечественными сборщиками, фактически засекречены, но при этом, именно в этих документах содержатся данные о технологических операциях, при совершении которых, если они в рамках этих соглашений выполняют свои обязательства, государство возвращает им утилизационный сбор. Согласно статистике, как только был введен утильсбор, ситуация и в части экологии, старения автомобильного парка становится негативной. Стоимость автомобилей растет, возраст автомобилей увеличивается, обеспеченность населения автомобилем понижается – мы с этим всем категорически не согласны, поэтому обратились с несколькими исками в суд и надеемся на положительные результаты. Если правительство не примет меры по отмены послаблений мер безопасности для казахстанских автосборщиков, мы также подадим в суд», — добавил юрист.
Заиров дополнил, что эксперты не настаивают на доле локализации
«Нам говорят о том, что средняя доля локализации около 30%, а местами доходит до 50%. К примеру, локализация одного авто 10%, производится в год 100 автомобилей, у другого авто локализация 50%, производится в год 100 тыс. авто. На наш взгляд, если мы не знаем, сколько по каждой модели производится, то как тогда могут рассчитывать? Если же мы включаем в формулу количество автомобилей, то локализация получается не 10%, а уже около 11%», — сказал глава комитета НПП.
Бокаев задался вопросом: «Для чего правительство принимает постановление, которое может привести к гибели наших граждан, росту аварийности?»
«Это делается для того, чтобы лоббировать интересы российского автопрома, потому что министерство индустрии заявило, что данные меры стали необходимы для того, чтобы автомобили производства «ВАЗ», могли спокойно производить в Казахстане», — пришел к выводу Бокаев.
Участники пресс-конференции выдвинули ряд требований.
«Мы требуем, первое – отмены этих пунктов постановления, если нет, то мы будем требовать отмены в судебном порядке, второе мы требуем отменить всю систему утильсбора. С того момента передачи полномочий по утильсбору «Жасыл даму» станции зарядки автомобилей, имеющиеся в Алматы, не работают, а значит, стало только хуже? По каждому из этих пунктов наша команда будет готовить заявление в парламент, правительство, в суды. В министерстве индустрии в этом году, по данным «антикора», увеличился рост коррупционных преступлений на 500%. Вы знаете, сколько посадили вице-министров экологии, все работают по-старинке, на больших коррупционных схемах. Мы считаем, что эти министерства нужно реорганизовать. Есть их, нет, ситуация хуже не станет», — заявил Бокаев.