Китайская политическая лексика поэтична: «из-за сильного западного ветра аэростат потерял контроль и отклонился от заданного курса». Трактовать это можно вариативно, в том числе и как обещание повторить ситуацию в случае если «западный ветер» не поумерит свой пыл.
Обмен провокациями становится основной формой дипломатического взаимодействия Китая и США. Прошлогодний визит Нэнси Пелоси на Тайвань был классической провокацией. В последние недели США позволили себе еще несколько недружественных шагов:
- Заявление о возможной поддержке Южной Кореи ядерным оружием в гипотетическом конфликте с КНДР;
- Переговоры с Японией по возможности передачи крылатых ракет средней дальности;
- Обсуждение вопроса строительства атомных подводных лодок для Австралии;
- Переговоры с Филиппинами по допуску к дополнительным военным базам.
- И это помимо намеченного на весну визита спикера палаты представителей Кевина Маккарти на Тайвань.
Во всех этих действиях просматривается желание Вашингтона спровоцировать еще один военный конфликт – либо на Тайване, либо на Корейском полуострове. В случае успеха экономики Японии и Южной Кореи будут уничтожены, также как это происходит сейчас с Европейским союзом – через резкий рост цен на топливо и перенос производств в США.
Учитывая островной характер стран Восточной Азии, запаса прочности Европейского союза они не имеют. Например, ни в Японии, ни в Южной Корее, ни на Тайване нет значимых хранилищ топлива – только для оперативного маневрирования мощностями, но не стратегических резервов. На протяжении десятилетий эти страны выстраивали логистику топлива с привязкой к бесперебойным поставкам танкерами и газовозами. Им и в голову не приходило, что они могут столкнуться с морской блокадой. За безопасность и бесперебойность морских перевозок отвечал заокеанский геополитический покровитель – Вашингтон. Но сейчас неожиданно все внешние геополитические гарантии превратились в тыкву.
Пекин принял условия игры и повысил ставки. Политическая элита Китая позитивно оценивает постепенное втягивание США и НАТО в украинский конфликт. Пока все ресурсы США уходят в Европу, реальных инструментов давления на интересы Китая в Азии нет.
В последние полтора десятилетия в качестве базовой стратегии сдерживания Пекина Запад рассматривал именно вариант морской блокады. Однако количественный и качественный рост возможностей НОАК создал противоположную ситуацию – теперь уже союзники США (равно как и американские военные базы в Японии и Южной Корее) в Восточной Азии реально поставлены перед риском подобной блокады.
Потому-то ключевые функционеры НАТО и Пентагона зачастили в страны региона – нужно убедиться, что политические элиты Японии и Южной Кореи не «спрыгнут с крючка», а пожертвуют своими странами ради конфликта с Пекином.
Американцы утверждают, что нашли среди обломков воздушного шара разведывательное оборудование. Подразумевается, что весь остальной мир будет верить им на слово. Но Пекин-то точно знает, как был оборудован аэростат – был ли он реальным метеозондом, или содержал «дополнительные опции».
Тот факт, что Вашингтон сразу заявил о наличии шпионского оборудования, позволяет нам – сторонним наблюдателям, – сделать определенные выводы:
- Если Пекин знает, что в аэростате не было разведывательного оборудования, а в США заявили, что оборудование нашлось – то это сигнал Китаю о том, что все заявления госдепа о стремлении к разрядке – фикция, такая же, как и Минские соглашения. США просто хотят выиграть время пока готовят новую войну в регионе.
- Если же в зонде реально было разведоборудование, то для нас – внешних наблюдателей, – это означает, что Пекин сознательно повышает ставки в конфликте Запада и Большой Евразии. Пекин со своей стороны может «запускать воздушные шарики» по десятку в день и просто «закошмарит» американскую систему ПВО.
Отдельного обсуждения заслуживает тема ответственности командования сил ПВО США за произошедшее. По существующим внутренним нормативам они были обязаны проинспектировать аэростат сразу после пересечения границы и принять решение об уничтожении. Однако фактически шар был уничтожен только после того, как прошел через всю территорию страны.
Соответственно, либо мы имеем дело с полным провалом системы предупреждения о воздушном нападении, либо командование воздушно-космической обороны Северной Америки после протокольных действий заранее знало о безвредности аэростата. А информационный кризис абсолютно искусственно раздут западными СМИ. В первом случае мы увидим ряд отставок высокопоставленных офицеров в США и Канаде. Во втором варианте – ничего не произойдет.
Отказ госдепа от уже согласованного визита Энтони Блинкена в Пекин также приобретает новое измерение:
- Если аэростат был простым метеозондом, то, судя по реакции Вашингтона, отношение США к визиту поверхностное. Если бы США реально была нужна разрядка в отношениях с Китаем, то действующая администрация просто «утерлась», и отправила Блинкена в Пекин.
- Если аэростат был оборудован как разведчик, то значит Китай сознательно пошел на срыв уже согласованных (а визит Блинкена обсуждался на уровне Байден – Си Цзиньпинь) переговоров. То есть Китай в текущей ситуации рассматривает саму возможность переговоров как повод для геополитического торга с Вашингтоном. Что возможно только в «выигрышной» внешнеполитической позиции.
Спираль провокаций будет подталкивать США и Китай к постоянному повышению градуса конфликтности. Цена вопроса для обеих сторон очень высока. Если слабость продемонстрирует Пекин, то рискует навсегда потерять Тайвань. Если слабость позволит себе Вашингтон, то утратит свои геополитические позиции в регионе.
При этом взаимозависимость экономик США и Китая сохраняется, и в случае их открытого конфликта экономические потери для всего мира будут катастрофическими. Сейчас это обстоятельство – единственный предохранитель в Восточной Азии. Пекин традиционно уделяет повышенное внимание поддержанию собственного экономического роста. А потому можно рассчитывать на рациональные шаги китайской элиты.
От США, наоборот, ожидать разумных шагов сложно. Вашингтон скорее всего продолжит провоцировать конфликт.
***
(Фото/theregister.com)
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.