Тоска зелёная

Вам пришла безуглеродная повестка

В конце января президент Токаев специальным указом утвердил Стратегию достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года. Большинство других государств мира уже приняли такую стратегию. А в Казахстане почему-то тянули. Может быть, ждали, чем закончится атака на «зелёную повестку» в России. Чья возьмёт.

Эта атака началась сразу после 24.02.22. Глобально испортились отношения с Западом – и насмешки над «зелёной энергетикой» в российском телевизоре перешли в дружный разоблачительный хохот. «Зелёных» шельмовали не только в политических ток-шоу. Уже в марте депутаты Государственной Думы поставили вопрос о выходе России из климатических соглашений и об отмене «углеродной» стратегии, подписанной Путиным в 2021 году. Руководитель крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин заявил на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, что так называемый «зелёный переход», то есть планы по замене традиционных источников энергии на углеродно нейтральные, полностью дискредитирован. Практически снят с мировой энергетической повестки.

Всю весну, всё лето и большую часть осени в телевизоре говорили, что Европа зимой останется без российских энергоносителей – и попляшет, чисто крыловская стрекоза. Ветряки и солнечные батареи вышучивались как те несерьёзные стрекозьи наряды, в которых дрожала от холода глупая красавица. Вот, мол, и Европа скоро задрожит. А наш муравей в добротном панфиловском полушубке будет слушать её жалобы, снисходительно улыбаться, а потом всё-таки спасёт дуру.

Осторожные соседи России наблюдали за ситуацией с нейтральным выражением лиц. На всякий случай не торопились подписывать углеродную стратегию. Однако к зиме стало понятно, что «стрекоза» вовсе не думает мёрзнуть. Она запаслась американским сжиженным газом. Ну, и зима в Европе выдалась тёплая. Если русским помогает побеждать генерал Мороз, то европейцев спасает от холода дядюшка Гольфстрим.

А тут подоспели очередные итоги развития зелёной энергетики в мире. Оказалось (вернее, в очередной раз подтвердилось), что больше всех денег в «дискредитированные» ветряки и солнечные батареи вкладывает никакая не легкомысленная Европа, а Китай. Он с огромным отрывом опережает США и тем более европейцев.

энергетика

Китай демонстрирует уверенный рост по всем направлениям развития ВИЭ (возобновляемых источников энергии). В абсолютных цифрах объёмы прироста ветровой и солнечной генерации там просто чудовищные. В относительных цифрах они тоже весьма впечатляют. Ещё более грандиозны китайские планы. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭИ) в 2023-25 г.г. на Китай придется более 45 процентов мирового прироста возобновляемой генерации. На втором месте ЕС с 15 процентами. Оцените разницу. Очень высокими темпами растёт зелёная энергетика в Индии и в Бразилии.

Всё более тревожная для российских и казахстанских нефтяников картина складывается в автопроме. Поскольку 65 процентов добываемой в мире нефти потребляет транспортная отрасль, в том числе почти 50 процентов – автомобили. И как раз в автопроизводстве сейчас с огромной скоростью растёт доля электромобилей. Делая в среднесрочной перспективе почти не нужной (скажем аккуратней: менее востребованной) нашу евразийскую нефть.

В лидерах этой гонки снова Китай. Продажи электромобилей там бьют рекорды. В 2022 году они выросли на 82 процента. Доля КНР в продажах электромобилей составила 59 процентов от мирового объёма, а в производстве электромобилей 64 процента. Всего за прошлый год в мире было продано в общей сложности 10,5 млн новых легковых электромобилей, что на 55 процентов больше, чем в 2021 году. Доля электромобилей в продажах легковых машин достигла 13 процентов и продолжает стремительно расти.

В общем, российское наступление на зелёную энергетику и на безуглеродную экономику оказалось неудачным. Все свои шуточки, весь обличительный пафос насчёт «доигрались», «пропадут без нас» московские телепропагандисты скатали в рулон и убрали с глаз долой. Как будто ничего не было. Эти люди уверены, что у целевой аудитории, у потребителей эмоциональной пропаганды короткая оперативная память, как у рыбки гуппи. И в целом эта установка себя оправдывает, причём, не только в России.

Кстати, руководитель «Роснефти» Игорь Сечин, так категорично провозгласивший на международном экономическом форуме закат зелёной энергетики, в те же дни опубликовал гораздо более сдержанный, я бы даже сказал задумчивый доклад на «зелёную» тему. В докладе признаётся расцвет ВИЭ в Юго-Восточной Азии, анализируются противоречивые тенденции, высказываются обоснованные опасения. А брутальных депутатов Госдумы, требовавших разодрать климатические договоры и похерить навязанные Западом стратегии, легко переубедил профильный «топливный» вице-премьер российского правительства Александр Новак. Он сказал, что торопиться не надо. Зачем нам резкие движения? Чуткие депутаты поняли, что Новак выражает не только своё мнение и успокоились.

Когда российский углеводородный энтузиазм кончился ничем, президент Токаев подписал Стратегию достижения нейтральности. Так уж совпало. Этот осторожный, взвешенный документ доброжелательно прокомментировали те московские эксперты, мнению которых я доверяю. Например, знакомый нашим читателям Владимир Сидорович, кандидат экономических наук, директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика», отметил системный подход авторов Стратегии к тем сложным проблемам, которые предстоит решать. Правда, отдельные моменты вызвали у эксперта вопросы. Например, Сидорович пишет, что авторы казахстанской Стратегии недооценивают экономическую эффективность солнечной генерации и напрасно считают её менее перспективной для Казахстана по сравнению с ветровой.

В казахстанской Стратегии присутствуют довольно размытые формулировки относительно атомной энергетики. С ней ещё предстоит определиться. В мире нет полной ясности, куда относить АЭС: к «чистой» генерации или к «грязной». Если мирный атом в ближайшие годы не вычеркнут из списка «правильных», хотя и не очень зелёных подвидов энергетики, то, возможно, строительство АЭС упростит для Казахстана продвижение к углеродной нейтральности. Если же вычеркнут, придётся полномасштабно заморачиваться с ветряками и солнечными панелями.

В Стратегии названы расходы, которые потребуются Казахстану на переход к углеродно нейтральной энергетике. Чистые инвестиции, необходимые для этой цели, должны составить 610 млрд долларов США. Это огромные деньги. Однако цифра осталась практически не замеченной вашими экспертами и беспощадными независимыми ютюберами. Хотя два года назад, когда поднялся шум вокруг возможного введения «углеродного налога» на «грязный» экспорт, премьер-министр РК, отвечая на депутатский запрос о том, сколько денег надо потратить, чтобы модернизировала казахстанскую экономику и полностью вписаться в экологические нормы, назвал сумму в 562,3 миллиарда долларов – и эта новость вызвала бурю возмущения. Некоторые эксперты назвали политику Запада новым витком неоколониализма. А теперь цифра выросла ещё на 50 миллиардов, но волнений она уже не вызывает.

В общем, надежды на то, что в один прекрасный день обнаружится – король-то голый, «зелёный морок» кончился – не сбываются. «Климатическая повестка», которая в середине 1980-х представляла собой афёру, или, по крайней мере, тактическую уловку, при помощи которой Маргарет Тэтчер ставила на место британских шахтёров, в последующие годы и десятилетия бурно разрослась, была подхвачена теми большими странами, которые обделены запасами углеводородов. И спасения от «повестки» совсем уже не видно.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.