Что волнует душу казаха во второй декаде февраля

Сетевые СМИ о казахской прессе

«Почему ушел Нурлан Нигматулин?» — «Кулекеев назвал причину ухода из власти Нигматулина», — написала газета Arbat.media. По данным этого издания, Жаксыбек Кулекеев в своей книге «Январские события: борьба за Акорду» написал про некторых представителей властного олимпа, среди которых был и экс-спикер мажилиса парламента Нурлан Нигматулин.

По мнению автора книги Жаксыбека Кулекеева, на уход Нигматулина с занимаемой должности повлияли его действия во время январских событий. Он не стал комментировать выходящие за рамки январские события. Свое мнение он стал кратко высказывать, только после того, как власть оказалась полностью под контролем Касым-Жомарта Токаева.

«Когда начались январские беспорядки, руководитель сената Маулен Ашимбаев несколько раз обращался к народу с призывом успокоиться. Тогда мы не услышали голоса Нурлана Нигматулина. 10 января, когда Касым-Жомарт Токаев взял полную власть в свои руки, он заявил, что «все решения и смелые шаги Главы государства Касым-Жомарта Кемелулы Токаева уникальны и своевременны», — пишет Жаксыбек Кулекеев.

***

«Новый Казахстан» или «Скрытый Казахстан»?» — задается вопросом Жайберген Болатов. Его размышления опубликовала газета Abai.kz. Автору материала не нравится, как в Казахстане назначают и снимают с занимаемых должностей акимов областей. По его словам, наблюдая за этим процессом, невольно думаешь, а не является ли это показателем того, что слова «Новый Казахстан» и «Справедливый Казахстан» превращаются в красивый лозунг.

В своем материале Жайберген Болатов описывает акимов Нового Казахстана. И, по его описаниям, руководители областей имеют безграничную власть в регионах и чувствуют себя чуть ли не богами. Получают соответствующую зарплату, около двух миллионов тенге, и в их регионе нет ни одной должности, которая не подчинялась акиму области. Поэтому все, что они скажут — это закон, они всегда правы и они не допускают ошибок, только крыльев ангельских им не хватает.

***

«Когда Арыстанбек Мухамедиулы понесет законное наказание?» — этим вопросом задалась газета Adyrna.kz. Решением столичного суда бывшему министру Арыстанбеку Мухамедиулы вновь продлили арест. Свое 60- летие экс-директор Национального музея Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы на прошлой неделе отметил в СИЗО.

В материале, посвященном одиозному экс-министру культуры Казахстана Арыстанбеку Мухамедиулы, напомнили, за какие нарушения его арестовали и как, возможно, будут действовать его адвокаты в суде. Авторы этого материала опасаются, что скандальный чиновник во время суда может всю вину переложить на своих подчиненных, помощников и сообщников.

«Экс-министр Арыстан Мухамедиулы сумел воплотить в себя образ чиновника «Старого Казахстана». Хоть он и не чист перед законом, но по закону к нему не придерешься. Понятно, что у него были влиятельные покровители во власти», — пишет газета.

***

Виктор МАЙЛИН – «Казахская публицистика: от Чингиз-хана до Нобеля» — Интернет-портал Abai.kz, чьим коньком является обширный круг проблем, касающийся казахской культуры (как прошлой, так и нынешней) и местами текущих актуальных проблем казахского социума и общества – задался поистине титаническим вопросом… Дословно: «Қазақ жазушылары қашан Нобель алады?». Имеется в виду: «Когда же казахские писатели получат Нобелевскую премию?». Именно так – во множественном числе. И этот вопрос поставил Дүйсенәлі Әлімақын. Он пишет, что каждый раз, когда Нобелевский комитет объявляет своего лауреата в области литературы, казахи начинают задумываться на эту тему…

После чего идет перечисление тех, кто как бы вроде достоин этой международной, да что там международной, читай – мировой премии. Перечисляются прозаики и поэты, живые и мертвые. Кстати, автор разумно не упоминает отцов-основателей профессиональной литературы – Торайгырова, Ауэзова Мусрепова, Жумабаева, Муканова, Тажибаева, Сейфуллина, Джансугурова и сонм иных… Многих, если не большинство, немало прогремевших еще в советское время и успевших застать эпоху суверенитета, покойных, и тех, кто продолжает жить рядом с нами прямо сейчас, литераторов, он тоже благоразумно не упоминает. Вместе с тем, список тех, кого он представляет в собственном ранжире заочного соревнования на заданную тему, довольно любопытен.

Не менее силен и интересен Темирхан Медетбек, а также Олжас Сүлейменов, Ұлықбек Есдәулет, Тыныштықбек Әбдікәкімұлы, Ғалым Жайлыбай. Если бы их переводили, объясняли (изучали) – вполне был бы толк и претензии на внимание мира… А Серик Аксункарулы? Автор приводит его стихотворение, в котором бушует потаенная обида: как же взять в свою руку эту премию? Она не покорилась великому Олжасу (видимо ирония – понятно дело, речь идет об Олжасе Сулейменове… – Прим.), что уж говорить о нас, кое-как добравшихся лишь до Госпремии? – (тут имеется в виду Госпремия республики в области литературы – Прим.) Ну с какой кстати нам другая… Стихотворение горестное и, в тоже время полно иронии.

***

В еженедельнике «Казак адебиеты», что в переводе означает «Казахская литература», опубликована большая полемическая статья «Шыңғысхан: дәлелсіз ойлардан қашан арыламыз?»– «Чингизхан: когда освободимся от непроверенных (неподтвержденных) мыслей-утверждений?».

Главный вопрос вертится вокруг имеющейся «дележки» между бывшими кочевыми народами разных вероисповеданий и разных корней, в том числе и языковых, такой исторической личности как Потрясатель Вселенной, он же Чингиз-хан. Одни утверждают что он монгол, другие – что тюрок. Есть горячие головы, утверждающие, что Великий каган был казахом (!?). Более того, есть такой писатель, не самый последний по регалиям и как бы по заслугам – Бексултан Нуржекеев. Так он в этом вопросе пошел дальше всех – он вообще определил родину Чингиз-хану в районе своего Алтын-Эмеля… Идут ссылки на отечественных историков. На историков-казахов родом из Монголии. Есть масса трезвых ученых, которые считают глупостью причисление именно к казахам Чингизхана. Вместе с тем идет отрицание трудов российских и прочих историков. С другой стороны, изыскания «наших» ученых вряд ли занимают внимание… «не-наших».

Профессор Әлімғазы Дәулетхан, кандидат исторических наук, считает справедливой следующую формулу: «Чингиз – великий человек, общий для монголо-казахско-тюркских народов».

***

Ару ТЕНТЕКАЛИ – «Кавказцы и казахи произошли от одного и того же народа, а российские ученые не хотят этого раскрывать» — На портале Аbai.kz была опубликована статья Бекжана Аденулы о родстве казахов с аланскими народами.

«Общеизвестный факт, что языки кавказских карачаевцев, балкарцев и кумыков очень близки к казахскому. Неспроста их языки похожи не на соседний огузский азербайджанский язык, а на казахский, который находится так далеко. Российские ученые в значительной степени свели к минимуму наше родство, благодаря своим ложным выводам о «кавказской расе» и «монголоидной расе»», ― заявил автор.

По его словам, кавказские народы и казахи произошли от одного и того же народа. Балкарская и дигорская нации образовались из племени алан-улан народа хунь-кун, а кумыкская нация возникла из племени куман того же народа. Также он подчеркнул, что казахский народ образовался после того, как основная часть народа хунь-кунь и сак-скифское племя слились и стали единым народом.

***

На портале Аlashainasy.kz было опубликовано высказывание Самал Кабышевой о благосостоянии казахстанцев.

«Казахи теперь и жен берут в кредит. Какой позор, теперь берут кредит ради калын мала (выкуп за невесту). Недавно семья, которая хотела закрыть кредит, продала ребенка, а сегодня пара берет кредит ради калын мала. Что за времена», ― посетовала автор.

Она задалась вопросом о том, до каких пор народ должен выживать, утопая в кредитах. В конце она заявила, что это нынешний облик Казахстана.

***

На портале Аlashainasy.kz было опубликовано высказывание Жаркына Тусупбекулы о разнице между учениками казахских и русских школ.

Автор высказал свое мнение относительно интервью певицы Yenlik о преимуществах казахского и русского обучения. Певица высказалась в пользу стереотипа, что дети, обучающиеся на казахском, более робкие, тогда как обучающиеся на русском ничего не боятся.

«Почему же мы сразу решаем, что ребенок из казахской школы робкий или трус? Получается, что происшествие в петропавловской школе — показатель героизма?» ― задался вопросом автор.

Он напомнил о русской поговорке: «Не принимай доброту за слабость». По его словам, не перечить взрослым, умение слушать, такие интеллигентные качества, как прислушиваться к словам, не рождаются из страха.

«Все это складывается из домашнего воспитания, религии и школьного обучения, и все это из национальной педагогики», ― подытожил автор.

***

Гульжат АКЖОЛОВА – «Наследие акимов: не дела, а улицы имени родственников» — В Кызылординской области существует традиция, так называемое «уважение к отцу»: каждый аким переименовывает улицы и даже целые села, пишет газета «Жас Алаш«.

Список подобных примеров огромен. Остановимся на наиболее показательных.

Одно из сел Жанакорганского района получило имя Машбека Налибаева. По казахским понятиям это «уважение к отцу». Дети Машбека — акимы Бердибек Сапарбаев (1995 г.) и его брат, нынешний аким Нурлыбек Налибаев.

Бердибек Сапарбаев ранее комментировал: «У села было другое название, однако этот вопрос был поднят жителями села. Я не соглашался, говорил, что меня потом будут критиковать и т. д. Но после того, как народ сам попросил, руководители области поддержали эту инициативу и дали поселку имя моего отца, потому что он был уважаемым человеком».

Также есть населенный пункт, который носит имя деда нынешнего акима Кызылорды Асылбека Шаменова. С 1994 года в Жалагашском районе существует село имени Мурали Шаменулы, чьи внучки и дочь также занимали в области высокие посты.

Одна из улиц в центре Кызылорды названа в честь Елеу Кошербаева, отца Крымбека Кошербаева, назначенного на должность акима области в 2013 году.

***

«Разведи верблюда: отношение государства хоронит перспективы отрасли» — Верблюд, это не только основное транспортное средство древних кочевников, но и полезные для здоровья мясо, молоко и шерсть. Когда-то это отрасль в Казахстане процветала, но вот уже 30 лет находится в стагнации, пишет газета «Айкын».

Расцвет верблюдоводства в Казахстане пришелся на 80-е годы прошлого столетия, когда государство обеспечивало стабильный спрос на продукцию отрасли. Как и в те годы, сейчас в основном верблюдов разводят в Туркестанской, Кызылординской и Мангыстауской областях, где природные условия практически идеальны для «кораблей пустыни». Но условия поддержки фермеров изменились.

Мясо, молоко и шерсть верблюдов высоко ценятся за рубежом, но в родном отечестве спроса нет, как нет возможности местным фермерам предложить свою продукцию не только зарубежным рынкам, но и внутри страны.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.