«Высыхающий Казахстан»

Сетевые СМИ о нехватке воды

Виктория ПАНФИЛОВА – «Самый большой риск для Казахстана – потеря суверенитета» — Министр иностранных дел Республики Казахстан (РК) Мурат НУРТЛЕУ назвал три проблемы для Центральной Азии, которые требуют пристального внимания – это вода и окружающая среда, пограничные споры, а также ситуация в Афганистане.

Есть риски для Казахстана – потеря суверенитета. Такую точку зрения высказал директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Еркин ТУКУМОВ в ходе Центральноазиатского форума по безопасности и сотрудничеству «Азия в меняющемся мире: повестка для будущего», который проходил в Астане 13–14 июля.

«В условиях роста населения и нехватки водных ресурсов их справедливое и рациональное распределение стало вопросом первостепенной важности», – заявил глава казахстанского МИД Мурат Нуртлеу. Выходом из сложившейся критической ситуации он видит создание регионального водно-энергетического консорциума. «Мы активно занимается восстановлением Аральского моря через международные фонды спасения, которые мы создали с нашими центральноазиатскими партнерами в начале 90-х годов. Мы также активно добиваемся взаимоприемлемого согласия по трансграничным рекам», – цитирует Нуртлеу Tengrinews.kz

По мнению директора КИСИ Еркина Тукумова, вопрос дефицита воды становится все более актуальным – настолько, что в будущем может привести к конфликтам. Он рассказал об угрозах в современном мире, одна из которых может исходить от климатической повестки. По его словам, воды становится все меньше. Население Астаны приближается к 2 млн человек, а дефицит воды и электричества ощущается уже сегодня. «Это не абстрактные вопросы. Климатическая повестка каждый день с нами. На днях президент Касым-Жомарт Токаев сделал выволочку администрации Астаны за то, что рост города не поспевает за природными ресурсами», – подчеркнул Тукумов, отметив, что конфликты из-за воды между соседними странами могут затрагивать и Казахстан.

Эксперт напомнил, что на границе Афганистана с Ираном произошел конфликт из-за воды. «Где гарантии, что такой же конфликт не может случиться, например, по Амударье с Таджикистаном? Амударья хотя и не протекает через Казахстан, но это же Аральское море. Это напрямую касается Кызылординской области. То есть видите, какая большая взаимосвязанность в этом есть», – обратил внимание Еркин Тукумов.

«Обмеление Каспия объяснили специалисты» — Новая версия обмеления Каспия, связываемая с землетрясением в Турции, вызвала широкий резонанс. Эксперты спорят, действительно ли катаклизм мог повлиять на уровень воды. Причины обсуждают и жители Актау. Ведь Каспий для них не просто место отдыха, а единственный источник питьевой воды.

То, что Каспийское море «уходит» от своих границ, заметно всем, сообщает телеканал КТК. К примеру, один из пирсов, построенный частными предпринимателями, еще пару лет назад был любимым местом для ныряния. Сегодня конструкция стоит на суше. Вода отошла от берега уже на десятки метров. Но, специалисты уверяют, что это явление – временное.

«Сейчас можем с вами наблюдать, вот мы стоим как раз на месте бывшего дна Каспийского моря еще буквально несколько лет назад. Тот процесс, который сейчас происходит, можно назвать периодическим. Некоторые называют это дыханием Каспия. Кто-то называет это определенной цикличностью, когда раз в 30-40 лет происходят повышение и понижение уровня моря», — говорит эколог Кирилл ОСИН.

Периодичность Каспия – одна из самых популярных версий. Известно, что в 80-е годы берег был еще дальше. Однако экологи подозревают, сейчас дело не только в природных явлениях. На Волге – главном источнике воды в Каспии – строят дамбы и сокращают приток к морю.

Профессор эконометрики Нурлан МУНБАЕВ уверен, вопросы использования воды должны решаться на международном уровне. Каспий богат природными ресурсами, краснокнижными рыбами и млекопитающими. Это биоразнообразие необходимо сохранить. И делать это нужно согласованно и срочно.

Версию о турецких землетрясениях профессор назвал несостоятельной. Море мелеет давно и к трагедии в Турции отношения не имеет. Между тем своя катастрофа вот-вот может случиться в Актау. Производители питьевой воды отмечают, обмеление сказывается на их работе. Так, этой зимой замерз верхний слой водозаборного канала. В результате вода на завод поступила с большим содержанием ила и водорослей. За две недели специалисты были вынуждены сменить 22 тысячи фильтров на сумму свыше 60 миллионов тенге.

«Фермеры, добытчики нефти и дележка с Россией: Что убивает реку Урал» — В Уральске прошло крупное совещание по вопросу обмеления реки Урал. Проблема явного и критичного отсутствия воды длится в ЗКО четыре года и уже повлекла за собой определенные последствия. Теперь выяснилось, что и этот год будет маловодным. Власти намереваются израсходовать на реанимацию реки 98 млрд тенге, но часть мероприятий по спасению экологи уже называют малоэффективными, поскольку, прежде чем начать действовать, необходимы научные исследования. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши КУАНЫШБЕК.

Река Урал (Яик, Жайык) — трансграничная река. По общедоступным данным, она берет начало на территории России, в горах Башкирии, и протекает через Челябинскую и Оренбургскую области, в Казахстане течет через территории Западно-Казахстанской и Атырауской областей и впадает в Каспий.

Челябинск и Оренбург — традиционно промышленные районы России, и для этих территорий Урал — место, откуда заводы берут воду для собственных нужд. В Оренбургской области есть также Ириклинское водохранилище, по сути, искусственное озеро, которое сдерживает большой объем воды.

В Казахстане же река Урал используется для сельскохозяйственных нужд в Западно-Казахстанской области и для промышленного рыболовства в Атырауском регионе. Меж тем для Уральска и Атырау река является де-факто безальтернативным источником воды. Безальтернативным потому, как говорят экологи, даже если Уральск перейдет на подземные воды, это все равно будут подземные ключи Урала.

По состоянию реки Урал экологи отмечают две проблемы: первое — загрязнение от промышленности, второе — обмеление. Наиболее остро сегодня стоит вторая проблема.

Урал высыхает настолько, что город Уральск в жаркие летние дни остается без воды в квартирах — водоканал физически не может накачать из реки достаточное количество воды.

По словам спикера Армана БЕКТЕНОВА, распространенное мнение о том, что Российская Федерация задерживает воду в Ириклинском водохранилище, — ошибка.

«В Оренбурге прошлым летом самая глубокая точка на Урале была 40 сантиметров. Откуда у них вода? В России такие же проблемы, даже Волга, откуда мы покупаем воду, сохнет, Волга больше не река, а отдельные водоемы», — констатировал специалист.

Единственный способ спасти реку — придать ей особый государственный статус заповедной зоны и соответствующе ее оберегать. Но это никому невыгодно, считает эколог, потому что каждый год власти могут выбивать из бюджета деньги на бесполезные мероприятия и разворовывать бюджет.

«Понижение уровня текущего из Казахстана Иртыша ставит все новые рекорды» — Как известно, Иртыш, имея истоки в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, течет далее через Казахстан и Россию вплоть до впадения в Обь. Некогда очень полноводный, в последние годы он мелеет.

Как сообщает сервис, отслеживающий уровень воды в реках России «Оллриверс.инфо», уровень Иртыша упорно снижается с середины мая и никак не может остановиться.

К 21 июля уровень реки в Омске составил минус 173 см от нулевой отметки. Это – абсолютный минимум за последние четыре года. Обмеление, происходило на фоне аномальной жары, стоящей в Омске в последние два месяца.

Но не только в этом причины такого обмеления. Как считает академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор Анатолий СОЛОВЬЕВ, «у Иртыша до Казахстана, до Омска, нет ни одного притока, он только за счет грунтовых вод питается, за счет воды, что спускается с водохранилищ. В Казахстане была малоснежная зима, и в этом году, и в следующем году будет наблюдаться сильная засуха. У них уже проблемы с водой возникают. Поэтому они не сбрасывали воду, а копят себе для орошения на сухой период, хотя договоренности между Россией и Казахстаном есть. Это и есть причина.

Вообще в Центральной Азии в этом году сильная засуха ожидается, экстремальные температуры. Поскольку мы ближе к Казахстану, нас это тоже касается».

Владислав ШПАКОВ – «Катастрофа в перспективе» — Живописные набережные столицы в скором времени будут обрамлять сухое русло. Некогда полноводный Ишим превращается в старицу.

Картину, приводящую в отчаяние население Жибек Жолы, можно наблюдать по всему руслу вплоть до Вячеславского водо­хранилища. И хотя столичный департамент экологии открестился от данной проблемы, сославшись на то, что ею должна заниматься администрация Акмолинской области, на самом деле беда эта пришла и в Астану.

С некоторых пор поселок Интернациональный (или Учхоз) является микрорайоном столицы. По какому-то роковому совпадению с тех же самых пор он будто проклят: Ишим там превратился в жуткое болото всего за пару лет.

Как поясняет эксперт, иссыхание русла реки — это первый шаг к опустыниванию. Да, город продолжит качать воду из Вячеславки, но климат на этом направлении будет меняться на более засушливый. Изменится роза ветров, постепенно будет расти брешь в зеленом поясе Астаны, но самое неприятное заключается в том, что пока не видно реальных решений этой проблемы.

Сергей СМИРНОВ – «Высыхающий Казахстан» — Дефицит воды в Казахстане, входя в число наиболее актуальных проблем национальной безопасности, с каждым годом приобретает все более угрожающие масштабы. Так, засухи 2021 и 2022 годов в южных и западных регионах республики привели к массовому падежу скота – ущерб исчислялся тысячами голов. В ноябре 2022 года президент К-Ж. Токаев, назвав такой падеж недопустимым, призвал «не повторить ситуацию в будущие годы». Годом ранее он критиковал чиновников за сокращение – с 80% до 50% – размеров субсидий, выделяемых на бурение скважин, и велел «изучить передовой международный опыт, особенно опыт Израиля».

Но не лучше ситуация и в этом году. Видимо, процесс «изучения» затянулся. Столкнувшиеся с дефицитом питьевой воды жители главного города страны Астаны были вынуждены выходить на улицы и перекрывать дороги. А ведь на момент переноса столицы в Акмолу (нынешнюю Астану) Ишим был едва ли не самой чистой и полноводной рекой страны.

Острая нехватка воды наблюдается на юге республики, сложная ситуация складывается в Мангистауской области, из-за дефицита поливной воды сгорают посевы в Павлодарской области. И это понятно. В госорганах, отвечающих за водное хозяйство, профессионалов практически не осталось. Дело в том, что с 2007 года специалисты-гидрогеологи казахстанскими вузами не выпускались. Их подготовка возобновилась лишь в 2021 году. Неудивительно, что в соответствующих ведомствах их заменили специалисты в области международных отношений, юристы и прочие.

Как они могут проводить грамотную политику в водной сфере, включающую в себя питьевое водоснабжение, орошение сельхозкультур, обводнение пастбищ, использование воды в энергетике и промышленности, и вырабатывать правильные рекомендации, если в ней слабо разбираются?

Несмотря на то, что в республике более 17 тыс. рек, 4 тыс. озер, 2,6 тыс. ледников общей площадью порядка 1 млн км² и объемом более 187 км³, а также свыше 300 водохранилищ, только около 3% ее территории покрыты водой, а две трети – засушливые зоны. Главное, 44% водных ресурсов республики формируется в соседних, граничащих с ней странах. Поэтому вопрос использования трансграничных рек для республики является жизненно важным. Например, если в Западный регион страны вода поступает из рек, текущих из России, то в Кызылорду – из Сырдарьи. А в Жамбылской области есть Или, которая соединяется с рекой Талас (Кыргызстан), на востоке – текущий из Китая Иртыш.

Поскольку семь из восьми водных бассейнов – трансграничные, то республика в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран.

Необходимо закрепить ответственность за водные ресурсы за одним ведомством. Сегодня Минсельхоз отвечает за обеспечение водой фермеров и крестьян, Мининдустрии – населения, Минэкологии – за эксплуатацию гидротехнических сооружений и политику в области трансграничных рек, акиматы – за использование населением подземных вод. В результате у «семи нянек дитя без глаза», а ответственных не найти.

Пока Казахстану еще хватает воды, но проблема из года в год усугубляется, средств на решение водного вопроса не хватает. Ведомства «рожают» заоблачные концепции и программы, выбивают под них средства, которые… исчезают в Бермудском треугольнике коррупции и некомпетентности (как и те, кто должен нести ответственность за их «освоение»), а села и города остаются без обещанной воды.

Женис БАЙХОЖА – «Казахстану слишком дорого обходится непрофессионализм тех, кто отвечает за воду» — Недавно прошло заседание Водного совета Казахстана, консультативно-совещательного органа при правительстве РК, призванного вырабатывать предложения и рекомендации, касающиеся национальных приоритетов в этой сфере. Он существует уже почти полтора года – достаточный срок, чтобы оценить его деятельность. Какова отдача от совета? Какие проблемы он должен решать в первую очередь? Об этом мы беседуем с нашим постоянным экспертом – ветераном водного хозяйства, кандидатом технических наук Даулетияром БАЯЛИМОВЫМ.

— На сайте правительства размещены фотографии, по которым можно судить о том, кто участвовал в последнем заседании Водного совета. Я там не увидел ни одного профессионала-водника – сплошь члены правительства, а также руководители агентства по делам государственной службы и НПП «Атамекен». Как они могут проводить грамотную политику в водной сфере, вырабатывать правильные рекомендации, если имеют о ней, в лучшем случае, поверхностное представление?

А ведь это очень сложная отрасль, включающая в себя самые разные направления: питьевое водоснабжение, орошение сельхозкультур, обводнение пастбищ, использование воды в энергетике, промышленности… Нужно учитывать массу факторов: маловодье, многоводье, поверхностные источники, подземные источники, особенности вегетации и использования гидротехнических сооружений, паводки, режимы работы водохранилищ… Только разбираясь во всём этом и принимая адекватные меры, можно добиться эффективного и бережного использования водных ресурсов, обеспечить национальную безопасность в данной сфере. В противном случае мы можем прийти к тому, что какие-то регионы страны останутся без воды…

Общий объём водных ресурсов, которыми располагает Казахстан, оценивается примерно в 100 миллиардов кубометров ежегодно. Если разделить это количество на площадь территории, то, наша страна, конечно, является маловодной, но если разделись на численность населения, то можно назвать её вполне обеспеченной. Другое дело, как мы распоряжаемся имеющимися ресурсами и возможностями.

Единственное разумное решение проблемы – найти консенсус с соседями. Можно же, например, договориться с Кыргызстаном: вы держите в течение двух-трёх месяцев определённое количество воды для восполнения наших потребностей в период вегетации, а мы компенсируем недополученную вами из-за этого электроэнергию поставками своей или углём, мазутом и т.д. (предварительно пересчитав киловатты и джоули в кубометры). Аналогичным образом с Кыргызстаном мог бы договориться и Узбекистан.

Мало того, такое соглашение между тремя государствами уже существует – оно было достигнуто в 1998-м, однако из-за ряда разногласий сегодня не работает…

Поэтому государство, раз оно, согласно Конституции, осуществляет право собственности, а значит, несёт ответственность перед народом, должно стать настоящим хозяином водных ресурсов: наладить комплексную систему учёта их количества и качества, иметь соответствующие инспекции, проверять, штрафовать, в случае необходимости возбуждать уголовные дела.

Если же говорить в целом, то, думаю, пора кончать с таким положением дел, когда специалисты водного хозяйства, получившие в своё время необходимые знания и большой практический опыт, знающие отрасль изнутри, отстранены от принятия решений в данной сфере. Мы видим, к чему привели и приводят действия министров и других высокопоставленных чиновников, придерживающихся позиции «мы сами с усами», считающих, что раз они наделены властью, то могут ни с кем не считаться. Страна заплатила и продолжает платить за это слишком дорогую цену.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.