«Чего боится Токаев?». «А если что-то идёт не так, то это: (а) внешние шоки, (б) саботаж и спекулянты, (в) нерадивые акимы, (г) нервное и жадное население, (д) геополитический кризис, (е) погода, (ж) происки «Старого Казахстана». «Фантазия о «Новой экономической политике»

Сетевой Казахстан 11 сентября 2023г.

ТокаевEXCLUSIVE.KZ. Максат НУРПЕИСОВ – «Чего боится Токаев?» — Даже придворные политологи вынуждены признавать, что власть нынешнего президента весьма хрупка. Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, как и его предшественнику, есть чего опасаться, хотя риски и связанные с ним страхи нынешнего во многом отличаются от предыдущего… Если найти этой политической фобии банальное определение, то она будет звучать как «боязнь старого Казахстана». Тут, конечно, не все однозначно, особенно, если исходить из все укрепляющегося мнения, что «новоказахстанцы» ведут постоянные переговоры со «староказахстанцами», не говоря уже о существующей версии того, что первых, по сути, не существует, и они попросту «переобулись». Но стоит исходить из того, что предпринимает Токаев и его администрация, чтобы избавиться от причин своего страха и рисков, связанных с ними.

TURANPRESS.KZ. Данияр АШИМБАЕВ – «Штрихи к портрету премьера» — 50-летний Алихан СМАИЛОВ опять сохранил пост премьера. Это лишний повод вспомнить, кто у нас возглавляет правительство. Смаилов родился в 1972 году в Алма-Ате в семье врача, уроженца Джувалинского района Джамбулской области. Отец в начале 90-х стал первым замом столичного горздрава, был главврачом ряда больниц и поликлиник. Алихан закончил КазГУ (математик) и КИМЭП (магистр госуправления), работал в инвестфонде, акимате Алматы… Правительство неэффективно? Так это ещё доказать нужно. По данным правительства, планы исправно выполняются и реализуются. А если что-то идёт не так, то это: (а) внешние шоки, (б) саботаж и спекулянты, (в) нерадивые акимы, (г) нервное и жадное население, (д) геополитический кризис, (е) погода, (ж) происки «Старого Казахстана». Идеальный премьер, что я могу сказать…

VLAST.KZ. Куат АКИЖАНОВ, экономист — «Фантазия о «Новой экономической политике»» — Новая экономическая политика нужна стране еще со времен мирового финансового кризиса 2008 года. После Қанды Қаңтар ее необходимость стала экзистенциальным вопросом. Однако наши экономические гуру не придумали ничего нового, кроме как обернуть прежние неолиберальные меры в форму НЭП. Но именно благодаря прежней экономической модели у нас расцвели все негативные проявления финансового капитализма, а страна заняла периферийное положение в мировой экономике из-за своей ресурсной зависимости. Вместе с этим образовался вопиющий разрыв в доходах между бедными и богатыми, а в политике закрепился олигархический режим и неоколониальный класс бизнесменов… В итоге в Казахстане сохраняется колоссальное сопротивление новому экономическому мышлению. Неужели и мы продолжим тратить драгоценное время, пока эксперты и политики будут выходить из фантазий «старого» Казахстана?

CARAVAN.KZ. ««Ситуация очень тяжелая»: почему экономика Казахстана одна из самых энергоёмких в мире» — Заслуженный энергетик РК Жакыпо ХАЙРУШЕВ — Энергетическая безопасность – основа основ любого государства. Это является критической проблемой для всех стран. Она прямо влияет на национальную безопасность и экономический рост. Энергобезопасность достигается различными методами. В первую очередь надо диверсифицировать источники энергии. Две трети нашей экономики обеспечивают угольные (читай устаревшие) технологии. Диверсифицируя энергетику, мы сокращаем зависимость от угля. И, как сказал, глава государства, надо «продолжить реализацию проектов возобновляемой энергетики и ГЭС». Я бы добавил сюда и, конечно, и атомную энергию. Ситуация у нас очень тяжелая. Мы не можем, например, отключить одну угольную станцию, чтобы полностью ее модернизировать. Поэтому она работает на износ.

QMONITOR.KZ. «Почему русскоязычное образование остаётся для казахов привлекательным?» — В условиях фактического двуязычия, сложившегося в Казахстане, каждый человек вправе сам выбирать язык обучения для своих детей. Однако в последнее время всё громче звучат голоса тех, кто призывает ограничить это право, поскольку оно, мол, представляет угрозу сохранению национальной идентичности. Данной теме наше издание недавно посвятило публикацию «Кого раздражают казахские дети в русских классах?». Но задаются ли «раздражённые» вопросом: а почему количество представителей государствообразующего этноса, делающих выбор в пользу русскоязычного образования, не только не сокращается, но и растёт? Может, это связано с качеством обучения?

GOLOSNARODA.KZ. «Битва за знания: на месте будущих «Комфортных школ» пока только заборы» — Первая же неделя нового учебного года показала: для того, чтобы получить в школе хоть какие-то знания, детям придется пробиться сквозь огромную толпу на входе, отстоять свою траекторию в переполненном коридоре, удержаться на запруженной конкурентами в борьбе за знания лестнице. Вот такая она – современная битва за знания. А все потому, что школ в Казахстане катастрофически не хватает. Еще весной родители школьников надеялись на то, что разгрузить переполненные храмы науки поможет национальный проект «Комфортная школа». Но ни одного учебного заведения в рамках этого нацпроекта так до сих пор и не было построено.

Серик БЕЙСЕМБАЕВ«Казахстанцы стали чаще говорить «рахмет» и позже заводить семьи» — О смене традиционных ценностей на глобальные мы поведаем на примере жизни социолога, директора исследовательского центра PaperLab Казахстан Серика БЕЙСЕМБАЕВА. Ежедневно сталкиваясь с разнообразием – культурным, социальным, ты меняешься, переоцениваешь свои взгляды. И это влияет на наши социальные нормы: то что раньше казалось странным, теперь воспринимается в пределах нормы. Серик Бейсембаев изучил, как менялись социальные нормы, основываясь на демографических данных Казахстана за последние 30 лет — Традиционная культура распадается, вместо нее формируется городская культура. Это происходит не в чистом виде — там еще больше переходного состояния. И именно с этим переходом связаны различные конфликты.

TIME.KZ. «На честном слове» — Реклама без маскировки, модерация на казахском и стоп для незаконного контента — как будет работать новый закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе. В силу этот закон, подписанный президентом Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ в июле этого года, вступает с 10 сентября. Преподнесли его авторы-разработчики как главный инструмент в борьбе с фейками, защитой детей от кибербуллинга, а также как способ стимулировать блогеров платить налоги со своих заработков. Что изменится с его внедрением и станет ли меньше мошенников в сети?

«От прорыва до порыва» — Чуть ли не половина водопроводных сетей столицы изношены на все 100 процентов. Вода — весьма болезненная тема для Астаны. В середине лета в столице запустили новую насосно-фильтровальную станцию, которая вроде бы сняла с повестки дня вопрос дефицита воды. Но остались у большого города и другие большие проблемы в этой сфере.

LITER.KZ. «Новая нефть или идеи на миллионы: почему креативная индустрия в Казахстане не работает» — Творческий сектор был объявлен новым перспективным источником роста. Правда, перечень видов деятельности, которые относятся к креативной индустрии, определили почему-то так поздно – в июне 2023 года. В список вошли 43 направления – это ювелирное дело, IT и разработка игр, культурное наследие, телевизионные программы, фотография и дизайн, архитектура и мода, музыка, кино и анимация, а также некоторые культурно-досуговые учреждения. Таким образом, креативная индустрия стала сектором экономики, на который могут распространяться меры господдержки частного предпринимательства.

ZAKON.KZ. «Девичья фамилия: почему казахстанцы стали реже вступать в брак» — Число «окольцевавшихся» пар в очередной раз снизилось – на 3% по сравнению с прошлогодними, а с показателями 10-летней давности – на все 30%. Zakon.kz разбирался в причинах нежелания сограждан идти под венец и давать клятвы вечной любви. Сами социологи, явившие стране неутешительную статистику, объяснили происходящее инфляцией и трудностями в приобретении собственных квадратных метров. Жилищный вопрос стоит настолько остро, что им же, в первую очередь, зачастую мотивируют невозможность «остепениться» как минимум до 30 лет.

AZATTYQ.ORG. «Поднимал проблемы — лишился работы. История одного рабочего активиста и «крепостное положение» других» — В Казахстане работники, поднимающие неудобные для работодателя вопросы, нередко подвергаются преследованиям и остаются без работы. Международная конфедерация профсоюзов относит страну к числу государств, где доступ трудящихся к правосудию отсутствует или ограничен. История рабочего активиста из Акмолинской области показывает, насколько сложным может быть отстаивание трудовых прав.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.