«Есть ли смысл прямо-таки качественной стратегии при отсутствии навыков их реализации?»

Сетевые СМИ о шестом послании президента РК

Данияр АШИМБАЕВДанияр АШИМБАЕВ – «О послании президента» — Итак, Касым-Жомарт ТОКАЕВ озвучил свое 6-е послание народу Казахстана. Практически весь объем посвящен экономике.

Президент с учетом сложившейся ситуации призвал отказаться от «абстрактных достижений» и вообще «постановки долгосрочных эфемерных целей». Система госпланирования, по словам президента, «станет более компактной и гибкой». В этих тезисах – лишнее признание того, что экономисты правительства и АП, не обладающие, по словам Токаева, идеями и креативом, так и не смогли решить вопросы стратегического планирования.

Значительная часть поручений, озвученных в послании, является рефреном неоднократно поставленных задач. Динамика есть, то прагматизма в решении социально-экономических вопросов не хватает.

Вообще, складывается впечатление, что львиную долю послания готовил сам Касым-Жомарт Кемелевич. Судя по отчету правительства в Мажилисе, они считают, что большую часть поручений президента уже выполнили. А вот глава государства вновь и вновь всех возвращает к так и не решенным базовым проблемам, причем систематически ориентирует политику на социальные задачи.

Можно отметить такие направления нынешнего послания, как создание модели протекционизма, активные геологические работы, развитие оборонной промышленности, глубокая переработка продукции сельского хозяйства и металлургической промышленности, возобновляемая энергетика и «зеленые» финансы. Президент ожидаемо вернулся к вопросу о референдуме о строительстве АЭС, но подчеркнул: «Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию».

Вообще, сквозной мыслью послания является проблема технологической модернизации национальной экономики, которая была расписана президентом по каждой отрасли.

Пётр ТРОЦЕНКО — «Много красивых инициатив» и «никаких конкретных механизмов» — Зачем нужны реорганизации в Акорде и правительстве и насколько реализуемы инициативы очередного токаевского «послания народу»? Азаттык поговорил с казахстанским политологом Досымом САТПАЕВЫМ, директором «Группы оценки рисков».

Досым САТПАЕВВ этом послании, в отличие от предыдущих, делался акцент на национальной безопасности в привязке к экономике. И многие тезисы, которые были озвучены, связывались именно с тем, что работать по многим направлениям необходимо для того, чтобы повысить безопасность страны — будь это проблема, связанная с военно-промышленным комплексом, водообеспечением или энергоснабжением. Обратил на себя внимание и тезис о необходимости опираться на собственные ресурсы, кадры, силы, сырьё, чтобы чувствовать себя более независимыми и уверенными.

Но по ключевым направлениям послание перекликается с сентябрьским посланием прошлого года. Детали, конечно, отличаются, но в целом ключевые направления были озвучены в том же формате. Я думаю, что это послание характеризуется таким форматом: сейчас мы должны мобилизоваться по всем направлениям, создавать мобилизационную экономику для того, чтобы успешно противодействовать внешним и внутренним вызовам.

При этом, если речь идёт о самом важном факторе, который меня всегда интересовал именно с точки зрения фактической реализации послания, то есть о системе госуправления и госменеджмента, президент мельком задел момент о необходимости дебюрократизации госаппарата, о необходимости отделить администрацию президента от правительства и сделать правительство более самостоятельным игроком.

Я сомневаюсь, что это послание будет реализовано успешно. Основная проблема всех посланий — и Назарбаева, и Токаева — в том, что они озвучивают инициативы, которые неплохо написаны и где-то даже продуманы, но не дают никаких конкретных механизмов, структур и лиц, которые будут это делать и нести за это ответственность напрямую. Всё как-то аморфно, без какой-либо конкретики.

Куат АКИЖАНОВ, экономист, PhD – «Фантазия о «Новой экономической политике»» — После внимательного прочтения послания президента стало понятно, что «коллективная неолиберальная мысль» продолжает доминировать в экспертных кругах. Многообещающее название «Экономический курс Справедливого Казахстана» усилено в послании определяющими принципами «справедливость, инклюзивность, прагматичность». Но складывается впечатление, что авторы послания президента просто девальвируют эти понятия.

Новая экономическая политика нужна стране еще со времен мирового финансового кризиса 2008 года. После Қанды Қаңтар ее необходимость стала экзистенциальным вопросом. Однако наши экономические гуру не придумали ничего нового, кроме как обернуть прежние неолиберальные меры в форму НЭП.

Но именно благодаря прежней экономической модели у нас расцвели все негативные проявления финансового капитализма, а страна заняла периферийное положение в мировой экономике из-за своей ресурсной зависимости. Вместе с этим образовался вопиющий разрыв в доходах между бедными и богатыми, а в политике закрепился олигархический режим и неоколониальный класс бизнесменов.

Бизнес «как бы» за либерализацию политического пространства страны, но только при сохранении статус-кво. Казахстанский технократический класс и бюрократия находятся у них на службе. Поэтому технократы и не могут проникнуться новым экономическим мышлением. Вместо него им нужно постараться сохранить все, как есть.

В послании невпопад намешаны слова «новая экономическая модель», «новый экономический курс», «новая экономическая политика» и, ни много ни мало, «новая парадигма экономического развития». Но далее в этом документе нет ничего нового, что коренным образом отличало бы новую социально-экономическую политику от прошлой.

Чтобы приступить к исправлению ситуации, нужно сначала признать проблемы. Например, что один из самых высоких в мире уровней социально-экономического неравенства на постсоветском пространстве – это результат массовой приватизации и в целом политики неравномерного распределения общественных благ, которые в таких странах как Казахстан отягощается наличием природных ресурсов.

Справедливость и инклюзивность в стране не будут достигнуты «новым» экономическим курсом. Поддержание макроэкономической стабильности будет проводиться все теми же методами монетаризма, которым наших неолибералов обучили экономические советники из МВФ и Всемирного Банка.

Между тем президент признал, что только за прошлый год чистая прибыль банков составила 1,5 трлн тенге. То есть, в стране есть деньги. Весь вопрос в том, как их перераспределять – на нужды индустриализации (общественное благо) или очередные яхты для плутократов (частное благо). Этими политическими и эпистемологическими вопросами следовало бы задаться авторам послания перед тем, как садиться за его написание.

В итоге в Казахстане сохраняется колоссальное сопротивление новому экономическому мышлению. Неужели и мы продолжим тратить драгоценное время, пока эксперты и политики будут выходить из фантазий «старого» Казахстана?

«Заграница нам поможет!» — Журналисты Виктор ВЕРК и Сергей КОЗЛОВ – о послании президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу страны, выполнимо ли решение поставленных в нём задач и кто будет всё это выполнять.

Сергей КОЗЛОВ — Ну вот мы, собственно, и дождались… Главное политическое событие сезона, послание Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, прозвучало, причём прозвучало довольно неожиданно, хотя и ждали его с нетерпением, так как целиком было посвящено экономике и дальнейшей нашей народно-хозяйственной жизни. А вот политики в нём было очень мало. Сейчас идёт активное обсуждение сказанного президентом, пошла потоком и активная критика: мол, всё это раньше нужно было делать, а вот теперь поздно и т. п. Не знаю, как тебе, а для меня самым интересным лейтмотивом в послании прозвучала такая вот тема: ну вот, ребята, пришло время для реальных дел, а не для грандиозных планов и фиктивных по ним отчётов, потому как времени у нас уже действительно нет, если мы не одумаемся, то охотников до наших ресурсов и прочего добра вокруг да поодаль более чем предостаточно.

Упомянул президент и о необходимости привлечения в страну новых экономических и научных субъектов из-за рубежа и в другие сферы. Так что если сами не сможете, вам помогут. И наверняка помогут, как ты полагаешь?

Виктор ВЕРК — Для меня это послание – отчаянная попытка возродить в обществе веру в правильность избранного курса, уж слишком много внутренних и внешних факторов, способных эту веру основательно поколебать. Некоторые комментаторы уже сравнили это с некой предвыборной программой, вот только все возможные выборы вроде как уже прошли… Идеологема «жана Казакстан» привлекает публику все хуже, неслучайно сейчас куда чаще упоминают о «справедливом» Казахстане, чем о «новом». А тут, шутка ли, сразу смена экономической модели! Вполне себе воодушевляющий кейс. Правда, большая часть его содержимого – хорошо (или не очень хорошо) забытое старое. Досконально разбирать, наверное, не стоит, тут и без нас с тобой спецов хватает. А в целом послание производит впечатление огромного – и вполне, кстати, понятного! – желания создать что-то принципиально новое и эффективное при жесточайшем дефиците созидательных идей, а главное, людей, способных эти идеи реализовать. К слову, новые кадровые назначения свидетельствуют именно об этом…

Данияр АШИМБАЕВ – «Сентябрьская стратегия» — Говоря о послании президента можно акцентировать внимание, во-первых, на изменении горизонта планирования. Вопрос стоит уже не о 2050 или 2029, а о 2026 годе.

Про качество государственного планирования можно заметить следующее. Во-первых, оно опирается на достаточно хлипкий фундамент из бравурных отчетов о выполнении и перевыполнении предыдущих планов. Мнение экспертного сообщества и даже оценки и рекомендации Высшей аудиторской палаты планировщиков особо не интересует. К тому же сложилась устойчивая традиция регулярно менять и корректировать планы. Говоря об исполнении, мы констатируем регулярные административные реформы, кадровую чехарду в министерствах, а заодно и системную нестабильность законодательства, иными словами – отсутствие устойчивых правил игры и институтов. А если уж говорить о контроле, то тут картина вообще интересная. С одной стороны, наверх идет огромный поток реальной информации, по которой далеко не всегда видны решения. Когда в АП сидят сильные и опытные профессионалы, они имеют возможность на своем уровне решать те или иные проблемы, но часто решение упирается в политические вопросы и замораживается – пока не прорвет.

С другой стороны, аппарат системно сопротивляется любым формам внешнего контроля. Это хорошо заметно по постоянным препирательствам министров и их отпискам в парламент, фактической кончины системы общественных советов, да и маслихатов. Очень редко видно, что тот или иной госорган спорит с данными госаудита. Правительство и администрация начали переводить все большее количество решений под гриф ДСП и, судя по всему, серьезно ограничили объем публикуемой информации о проведенных проверках.

С точки зрения классической науки управления, у нас сбои на всех основных стадиях – оценке, планировании, исполнении и контроле.

Вырабатывать альтернативную экономическую стратегию просто некому. Итоги нескольких программ «индустриализации», «импортозамещения» и «контррегулирования» (другой набор мантр), мягко говоря, неутешительны. Расчет был на приток иностранных инвесторов в переработку, а они туда не пришли.

Сваливать все проблемы на внешние шоки, «геополитические кризисы», акимов и население уже прямо неловко.

Есть ли смысл прямо-таки качественной стратегии при отсутствии навыков их реализации?

Максим КАЗНАЧЕЕВМаксим КАЗНАЧЕЕВ – ««Нового Казахстана» хватило на полтора года» — Главным упреком в отношении экс-президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА в последние шесть-семь лет его правления была практически полная потеря связи с реальным положением дел в стране и нарастающая проблема неадекватности госпрограмм и стратегий развития Казахстана.

На пике прожектерства государственная идеологическая машина «родила» Стратегию-2050 (в 2012 году. — Прим. Ia-centr.ru), при всем том, что на такой период планирования в принципе невозможно задать количественно измеряемые индикаторы развития. Назарбаев ушел, но его «спичрайтеры» остались. Часть их работы со всеми ее плюсами и минусами накладывает отпечаток на работу нынешних властей страны.

Послание президента Токаева пропитано верой в «свободный рынок» сверх всякой меры. Предполагается, что придет некий абстрактный «эффективный собственник», который будет вкладываться в промышленный сектор. Почему этот собственник не «материализовался из ниоткуда» в предыдущие тридцать лет — Акорда не сообщает.

Спичрайтеры президента Токаева все время пытаются сформулировать президентские послания без проведения работы надо ошибками. Если бы власть трезво оценила итоги реализации предыдущих посланий, то убедилась бы, что предлагаемые формулы не работают.

Казахстан продолжает надеяться на англосаксов «в пробковых шлемах», которые должны вдруг, ни с того, ни с сего начать вкладываться в индустриализацию своего сырьевого придатка.

Весь набор экономических инициатив, которые мы видим в послании, указывает на то, что Акорда делает ставку на максимальное «встраивание» в существующую англосаксонскую систему именно в качестве поставщика сырья. И смена политических элит на этот самоубийственный курс никак не повлияла.

Более того, казахстанские власти подчеркивают «неизменность правил игры» для иностранных инвесторов, а следовательно — и консервацию страны в качестве мировой экономической периферии. Власть намерена строить «Новый Казахстан» с опорой только на те ресурсы, которые ей великодушно оставляют внешние игроки.

Послание президента Токаева оставляет много вопросов. «Новый Казахстан» по факту базируется на тех же принципах компрадорской экономики, которые были заложены еще «старой элитой». Заявленные направления экономического роста не подкреплены ни энергетикой, ни транспортно-логистической сетью, ни банковским сектором, ни системой подготовки кадров.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.