Попытка реанимации СНГ

На прошедшей неделе лидеры постсоветских стран попытались в очередной раз придать новый импульс развитию Содружества независимых государств

Первоначальный смысл создания СНГ сводился к «цивилизованному разводу» республик бывшего СССР. На практике достичь этого не удалось: конфликты захлестнули практически все постсоветское пространство. Секретариат Содружества не смог выполнить функцию координационного центра по примирению интересов. В итоге различные интеграционные функции стали распределяться по другим структурам: ЕАЭС, ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии. Некоторое время были активны ГУУАМ и Центрально-Азиатский союз.

В итоге к тридцать второй годовщине создания СНГ появилась серьезная проблема: а для чего существует эта организация, кроме трудоустройства чиновников? Не выродилась ли она в бюрократическую кормушку? Сейчас основной объем интеграционный усилий реализуется в иных структурах, в первую очередь – Евразийском экономическом союзе. Многие перспективные трансграничные проекты вообще осуществляются в двустороннем формате, не предполагающим участия третьих стран.

Встречу лидеров СНГ проигнорировал премьер-министр Армении Никол Пашинян. В текущей ситуации с окончательной потерей Нагорного Карабаха он вполне закономерно не пожелал встречаться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Да и сама площадка СНГ для диалога по возможности заключения мирного договора сейчас представляется Армении недостаточной.

В Ереване пока искренне верят в дееспособность западных партнеров, и рассчитывают на поддержку в введении санкций в отношении Азербайджана – массовая эмиграция армян из Карабаха вполне может быть расценена на Западе как этнические чистки. В тоже время политическое руководство Армении пока не заявляло о желании выхода из СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Хотя подобные призывы достаточно популярны у либеральной части армянской политической элиты.

В целом встреча лидеров СНГ в большей мере ценна возможностью неформального общения. Президенты смогли обсудить текущую ситуацию в мире и регионе без финализации принятых решений в виде соглашений.

 

саммит в Бишкеке

 

На саммите в Бишкеке подписаны 17 документов, затрагивающих текущие вопросы функционирования организации. Из наиболее значимых:

  • Договор об учреждении Международной организации по русскому языку;
  • Заявление о международных отношениях в многополярном мире;
  • Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2024-2028 годы.

Однако стратегического значения ни один из этих документов не имеет.

Принят в разработку проект президента Токаева по созданию международной организации по продвижению русского языка. Проект достаточно актуален – страны СНГ лидируют по количеству трудовых мигрантов в Россию, и знание языка на базовом уровне объективно необходимо.

Актуальны и вопросы безопасности поскольку ситуация в Афганистане далека от стабилизации. Да и в странах Центральной Азии фиксируется всплеск активности деструктивных религиозных групп и течений.

Не меньшую озабоченность у лидеров стран вызывают вопросы региональных военных конфликтов: специальной военной операции на востоке Украины и армяно-азербайджанского конфликта. В прошлом году обострилась обстановка на границе Кыргызстана и Таджикистана.

Сохраняются проблемы, связанные с транспортной доступностью. Так, Казахстан блокирует транзит грузов из Кыргызстана в Россию и обратно. Что наносит существенный ущерб товарообороту в рамках СНГ и ЕАЭС. При этом консультации на уровне профильных ведомств безрезультатны, достигнутые соглашения не выполняются. Невольно можно задаться вопросом о роли внешних игроков – в частности, США, — в этой ситуации. Астана сегодня объективно выступает как проводник англосаксонских интересов в ЕАЭС и СНГ.

Общий результат встречи в Бишкеке достаточно скромен и вновь поставил вопрос о самой целесообразности функционирования СНГ – большая часть функций организации уже давно передана другим интеграционным структурам. Вопрос содержательного наполнения встреч в рамках СНГ становится все более проблематичным. Круг проблем у каждой из стран-участниц имеет свой уникальный характер и не может быть подведен под некий общий знаменатель:

Для стран Центральной Азии принципиально важна стабильность на границе с Афганистаном. А например, для Белоруссии или Армении – это периферийная тема.

Для России и Белоруссии актуальны вопросы обхода западных санкций. Для других стран СНГ этот вопрос несет лишь риск вторичных санкций.

Отношение к реализуемым транспортно-логистическим проектам также отличается. Так например, только в Центральной Азии реализуется сразу два параллельных транзитных маршрута: из Китая через Казахстан к Каспию; и из Китая через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан также к Каспию. Что неизбежно ставит проблему окупаемости этих маршрутов в случае введения санкций США и ЕС против Китая.

Сегодня перед лидерами СНГ стоит задача поиска нового функционала, ради которого имеет смысл сохранить Содружество. В рамках прошедшей встречи такой функционал выделить не удалось:

  • Заявленные экономические проекты вполне свободно можно реализовать и на основе двусторонних соглашений;
  • В вопросах поддержания региональной безопасности у всех участников СНГ разные приоритеты, кроме того, и военный потенциал сильно отличается;
  • Общих, консолидирующих гуманитарных тем и проектов становится все меньше – сказываются различные подходы к трактовке истории и своего места в стремительно меняющемся мировом контексте.

В целом, можно констатировать, что на постсоветском пространстве постепенно осуществляется переход к модели разноскоростной интеграции: часть стран уже «созрели» для более тесного торгово-экономического взаимодействия (например, союзное государство России-Белоруссии). Часть – такие, как Казахстан, — должны быть временно выведены «за скобки» серьезных трансграничных экономических проектов, поскольку блокируют конструктивную интеграционную работу стран СНГ и ЕАЭС в интересах Запада.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.