Картина мира страны-гегемона

За авторством президента США Джо Байдена опубликована программная статья, разъясняющая долгосрочные цели Вашингтона

Американская политическая элита постепенно входит в формат президентской избирательной кампании. Уже начались предварительные дебаты между второстепенными кандидатами в Республиканской партии. Несмотря на то, что никто из этих политиков не претендует всерьез на победу в президентской гонке, они выполняют другую важную функцию – проговаривают будущим фронтменам избирательной кампании так называемые предвыборные «наказы граждан». В завуалированной форме эти наказы отражают внутреннюю позицию партийных бонз республиканцев.

У демократов ситуация несколько иная – кандидат от партии пока не определен, но действующий президент заявил о намерении баллотироваться на второй срок. Кроме того, более-менее серьезных соперников на праймериз у демократов для Байдена пока не просматривается. Да и по статусу действующему президенту полагается дискутировать со всей страной и миром, а не внутрипартийными оппонентами.

В рамках подготовки к избирательной кампании действующая администрация попыталась сформулировать стратегические цели США во внешней политике на второй срок президентства Байдена. Пока предварительно, в виде общих набросков. Что привлекает внимание в тексте:

  • Вашингтон давно осознал завершение однополярного мира и принял единственное верное решение. Если процесс нельзя остановить – его нужно возглавить. Фактически с уходом из Афганистана в 2021 году США уже взяли курс на трансформацию мирового порядка в многополюсный формат, но стараются делать это закамуфлировано – чтобы не напугать раньше времени союзников и сателлитов.
  • Второй элемент стратегии: сбрасывается весь «неанглийский» Запад – ЕС, азиатские проамериканские режимы (Япония, Южная Корея, Тайвань), Израиль. Отказ от этих периферийных сателлитов обусловлен рисками втягивания США в конфликты по периметру Большой Евразии, к чему военная промышленность США пока не готова. Но предварительно эти страны-союзники будут «очищены» от критически важных технологических цепочек и производственных мощностей. Все ценное будет перевезено в англоязычный блок.

В подобном же ключе в сентябре текущего года высказывался и госсекретарь США Энтони Блинкен. В своем выступлении в университете Джона Хопкинса он особо отметил, что возврата к старому миропорядку не будет: «…то, что мы переживаем сейчас – это конец миропорядка, сформировавшегося после холодной войны».

Все это показывает, что правящая элита США уже вполне признает распад глобального миропорядка, использует идею многополярности как рабочий сценарий. В отличии от той же бюрократической элиты Евросоюза, рассчитывающей на возвращение «миропорядка, основанного на правилах».

Модель поведения США, которую озвучил Байден, имеет ряд следствий. Первое, и наверное самое важное: США будут и далее взламывать все «замороженные» конфликты в Евразии и Африке. Поскольку дестабилизация на других континентах в большей степени будет ослаблять потенциальных соперников, чем сами США. Причем это правило работает даже в случае Евросоюза – союзническая риторика не помешала Вашингтону поддержать госпереворот в Нигере, направленный на ослабление Франции.

В западной части Евразии зоны застарелых конфликтов уже активизированы: Украина, Южный Кавказ, Палестина, базы США в Ираке и Сирии. Готовится большая водная провокация в Центральной Азии – вашингтонская администрация через ЮСАИД готова оказать помощь талибам в увеличении водозабора Амударьи через канал Кош-Тепа (с соответствующим сокращением поступления воды в Узбекистан и Туркменистан).

В восточной части Евразии пока идет подготовка к силовому противостоянию с Китаем. В рамках этой подготовки уже реанимирована гражданская война в Мьянме/Бирме. Необходимо ожидать очередного обострения индо-пакистанского конфликта, в который неизбежно будет втягиваться и Китай (как партнер Исламабада).

Во-вторых, вовлеченность США в данные региональные конфликты снизится – Вашингтон реально опасается оказаться в ситуации «имперского перенапряжения». А потому будет стараться управлять конфликтами косвенными инструментами: поставки оружия, передача разведданных, планирование операций и т.п. Отправка на театры военных действий контингентов из США будет рассматриваться как крайне нежелательный вариант, применяемый в самых критических случаях.

В-третьих, понимание предстоящего формирования макрорегионов так или иначе подталкивает всех геополитических игроков к неформальным консультациям. Это вполне объяснимо – любой вменяемый политик до начала военных действий пытается договориться с оппонентом, выйти на сделку. Данное обстоятельство – предварительные договоренности о «правилах войны», – и будет объяснять множество странных действий политических элит. Упреки в «договорных матчах» адресуются уже не только Москве и Вашингтону, но также Вашингтону и Пекину. Объясняют они и совсем странные итоги заседания Лиги арабских государств и Организации исламской конференции в Эр-Рияде – когда алжирский вариант блокады Израиля был отклонен Саудовской Аравией и ОАЭ.

В-четвертых, Вашингтон стартует в гонке макрорегионов с относительным преимуществом – ведь по существу американская сфера влияния уже оформлена, в то время как конкуренты вынуждены пока только размечать границы своих будущих макрорегионов. США имеет привилегированную возможность выбирать – кого брать в свой макрорегион, а кем пожертвовать в подрыве Большой Евразии.

По убеждению авторов, которые подготовили статью пока действующего президента, текущие конфликты были необходимы поскольку «способствуют прогрессу и большей безопасности США» (это надо особо подчеркнуть – именно США, а не какой-то там Украины или Израиля). Из чего можно сделать вывод, что данные конфликты инспирированы и модерируются извне. Что и объясняет отказ американских элит от предложения Владимира Путина провести встречу лидеров постоянных членов Совета безопасности ООН в 2021 году с целью выработки новых принципов мироустройства.

***

Фото/abnews24.com

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.