Майкл Джексон в нашей жизни

“Помним, любим, скорбим”. Печальные строки, навечно выбитые на стелах близких на Кенсае, Ташкентской. Из эпитафии: “любим, скорбим”. Как любили и как скорбили во всем мире, мы знаем все. Благодаря СМИ, включая вал в сотни тысяч статей о Майкле, беспрецедентному отключению сайтов из-за перезагрузки, экстренному прямому включению по всем ведущим каналам вечера “Прощание с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесе”, превратившегося, как и следовало ожидать, в грандиозное шоу. И это правильно? Да, правильно! Потому что он и был вовсе не каким-то дурацким “королем поп-музыки”, а Автором современной шоу-культуры!

Из эпитафии: “Помним, ..”

Кем был Майкл в пространстве мировой массовой культуры общеизвестно.

Кто был Майкл Джексон для нас? Для нескольких поколений алмаатинцев, казахстанцев?

Вспомнить всё!

В совсем недалекие 1980-е годы, при Советском Союзе не было никаких плейеров и Интернета с его возможностями скачивания музыки, прочих, ныне обыденных технических вещей – видеороликов и т.д.

Всё было просто. Были магнитофоны. Кассетные. Уже не катушечные, с огромными бобинами, как в 1960-1970-е годы. Было телевидение. Одно. Само собой государственное – центральное (союзное), республиканское и областное. И всё!

Да. Нельзя перечеркивать наше прошлое. Советский период. Это наша история. Это наше прошлое. Которое у нас не отнять, и прогуливаясь, походя, выкинуть как обёртку от мороженного в урну в парке Горького.

Да, мы помним всё! И наше качественное бесплатное (!) высшее образование, и многое другое … хорошее … и плохое. Да, у нас с этим временем связано много хорошего. Это и первые шаги, детсад. Детсад, с его социализацией маленьких смешных человечков в, то ли группе, то ли коллективе, то ли стае. Как ни странно, но помню всех с выпускного детсадовского фото. Не только по имени, но и по фамилии. Узнаю их и они меня, встречаясь иногда. Юность.

Подари мне, подари этот вечер.
Я судьбу благодарить буду вечно, …
Песни до темна, на-на-на-на,
Звезды и луна, на-на-на-на” (Е.Белоусов
).

Первые поцелуи, первая любовь. Эти ценности личной жизни. Forever. Навсегда.

Это воспоминания юности, молодости, которые всегда самые лучшие и неповторимые. Лучшие, вне всякого политического режима и вопреки всем и вся. И даже вне всяких диких условий которые, к примеру, и сегодня мы видим в самых беднейших странах мира.

Но. Но не было доступа к информации. Конкретно, были Биттлз, ABBA, но в нашем TV их не было.

В начале 1980-х, мы все конечно слышали о Майкле Джексоне. Но это еще не было Явлением в нашей жизни. Шлюзы музыкальные, да и все иные, открылись во время “перестройки”.

В это время, бурно развертывались самые разные кооперативы. В том числе, множество ЧП (частных предприятий), сотнями тысяч штампующих на аудиокассетах популярную музыку. И на этот же период выпал “звездный час” профессиональных диск-жокеев Алматы. Профессиональных, означает, основной вид деятельности, обеспечивающий жизнь.

Где-то в 1986 году, один из них, ныне известный ведущий FM-радио, позвонил и сказал: “Подходи, это вещь!”

Да! Это было вещь! Это был альбом “Thriller”. Альбом, который позже вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самая продаваемая пластинка в истории. В день смерти Майкла узнал, до 2009 года, продано по разным данным, от 47 до 109 миллионов экземпляров! Сейчас, наверное, …

Смешно, но в 1980-е годы, оперативная возможность перезаписи или двух-кассетник, была только у самых продвинутых меломанов. Конечно, мы тут же переписали его и перекопировали всем знакомым.

И экспрессивная, несущая в себе невероятный энергетический импульс музыка, стремительно ворвалась во все квартиры, кафе, такси. Конечно (!), мой товарищ и я были всего лишь одни из тысяч. Скорость музыкальной лавины, под именем “Thriller”, была задана некими общими, мировыми трендами в массовом сознании, культуре.

И вся последующая четверть века, его музыка всегда сопровождала нас. Как часть нашего музыкального и визуального пространства. Иногда шквально-ежедневно с экранов TV, с динамиков музыкальных центров в авто по каналам FM. Иногда, в большом городе просто слышишь его музыку, не обращая внимания откуда. Иногда, видишь на нашем алматинском Арбате бедных молодых артистов “а ля Джексон”, добывающих себе “хлеб на пропитание” на так и неиссякаемой волне популярности музыки Джексона в сердцах прохожих. Прохожих, … а значит в наших, ваших сердцах!

Нет наивысшей оценки творчества музыканта, композитора, поэта, чем “народная” приватизация. Когда песня воспринимается, как народная. По наивности, обычно, песня предваряется титром-информацией “слова и музыка неизв.”. Есть много таких песен в России. И “Во поле берёзонька стояла”, и много других, хотя бы из цикла городских романсов в формате, так называемых, “блатных”. А у нас, в Казахстане? Есть очень многие, которые считают народной, может быть самую популярную в быту, в смысле застольной песни (а это очень важно и показательно, когда песню поют сами люди в своем общении, повседневном взаимодействии) песню “Көзімнің қарасы” (“Ты зрачок глаз моих”). А это Абай, и это незнание вовсе не значит “нехорошо”. А может быть, это значит, что стихи и песня действительно стали народные?

Музыка, слова, драйв, стиль и самое главное, искренность и оптимизм Битлз стали частью всех нас. И, тем самым изменили мир! Потому что мы, не смотря на какие-то смешные (!) предупреждения директоров, слушали и даже переводили все их песни. И даже больше, наша учительница Роза Борисовна “англичанка” СШ. №25 тоже очень полюбила “Yesterday”, “Help me!”, “Let it be” и все песни “Биттлз”. И мы вместе переводили все песни со всех их альбомов. Настоящее, всегда – стрела прямо в сердце, душу. Их музыку вдруг, внезапно, как инфернальное амок полюбили все! И наша классная тоже! И в тайне души директор школы, и все.

Кем был Майкл Джексон в ряду тех, кто впечатался в наше, или как принято у социологов обозначать, в общественное сознание?

Remember to let her into your heart

Запомни: до сердца песня дойдёт

“Hey Jude”, Битлз, Пол Маккартни

Действительно, немного прошло времени, чтобы, отвлекшись от всей информационной атаки на нас, надо задаться вопросом: “Кто он был?” В смысле не биографии.

Майкл Джексон постоянно присутствовал в нашей повседневной жизни с экранов TV, страниц желтой и солидной прессы (сегодня деление условное). В последние годы, больше в связи с нехорошими скандалами вокруг его личной жизни.

Мы привыкли, проснувшись утром, лежа дома на диване, включив телевизор, слушать блоки политических, экономических новостей и некий, никогда не сбывающийся прогноз погоды. Смотрим, слушаем в “довесок” всякую “Звездную пыль” и другие т.н. “светские” новости. Да и не новости, а какие-то мелкие, прямо скажем, бабские сплетни всяких телеведущих в лице Маши Малиновской (признаем, действительно красивых) и всей остальных красоток TV.

Действительное “пыль”! Всякая ерунда? Всякие мелкотравчатые дрязги? Да! А самих “звезд”, в смысле личностей, нет! – Так положено по жанру.

Обратная сторона Луны

Да, это не обойти. Был в свое время такой альбом Пинк Флойд “Dark Side of The Moon”.

Не хочется опускаться до тех странных тезисов и даже штудий, причем, почему-то рьяно защищаемых интеллигентами, преимущественно философами и прочими, что “Гений (талант) равен своему Я”.

Вовсе не нет!

В смысле, если человек гений в литературе, музыке, театре, кино, то и в своей жизни он тоже, очень положительный, как бы пример нам всем. Как бы с ореолом. Вовсе нет!

Гениев (?), начиная от Пушкина и до всех нынешних литераторов. Далее, до сегодняшнего дня. В плане классиков, Казахстан не исключение. Все, кто хоть как-то контактировал с так называемой творческой элитой, ужаснется. Не буду говорить о Пушкине, с его более чем странными и шокирующими деталями относительно модных (как он считал!) пристрастий, странными даже по нынешним, вроде, куда уж либеральными понятиями, взаимоотношениями с женой и окружением.

Те же “скелеты в шкафу”, а на самом деле просто вопиюще-шокирующие знакомых “великих” “черные стороны Луны” (Dark Side of The Moon”) известны. Но мы судим о Пушкине по его творчеству, вернее по влиянию его конкретных ценностей на наш внутренний мир. А кто такой Пушкин, один из какой-то группки богемствующей молодежи Санкт-Петербурга, первой четверти XIX века или игрок по типу Германа? Нет! Пушкин – это “и кот ученый, все ходит по цепи кругом”. Этот кот лично мне, и наверное многим, снился. По детски, по доброму, который ученый, и который всё по цепи ходит кругом. Или в другой вещи “Сказка о царе Салтане”, как ни смешно (!), очень мудро и практично сказала, молвила третья девушка:

“Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.

“Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна”.

“Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря”.

Или, “Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и …”.

Короче, прямые картинки с нас. Прямо “моментальный снимок” в жанре “социальное фото”.

И много, много всяких талантливых, смешных и грустных вещей. Поэтому, мы воспринимаем всех творческих людей не по их странностям в быту и даже криминальным вещам. Как, к примеру, обвинениям в убийстве Александра Алябьева, автора всем известного романса “Соловей”.

В жизни, в быту, артисты вовсе не те супермены, “девушки моей мечты”, либо какие-то сверх обаятельные женщины и мужчины, которых мы видим на экранах TV или DVD. Как правило, наоборот. Если просто прочитать, к примеру, мемуары актеров хотя бы двух театров – Сатиры и Таганки, то можно просто перестать верить в жизнь, в дружбу, любовь, просто порядочность. Любого, включая каждого (a priori!) первого встречного. И прочитать, как режиссер Сатиры Плучек ставил на колени … Кого!?

Театр Сатиры это “Саид” (“Саид, ты зачем убил моих людей?”) Спартака Мишулина, “вечная” тетушка Ольга Аросева из кабачка 13 стульев, Андрей Миронов, который, какой бы отрицательный персонаж, типа управляющего короля в “Обыкновенном чуде”, контрабандиста в “Бриллиантовой руке” он ни играл, был почему-то всегда “наш”!

И каков вывод? Вывод – не надо смешивать творческую и частную жизнь звезд.

Я имею в виду, настоящих звезд.

Майкл Джексон. Да, есть вклад в мировую массовую или, по прежней терминологии, народную культур. В наше сознание, а значит и в поведение. Частная жизнь звезды это то, что останется всяким жизнеописателям, музыкальным и всяким другим литературным критикам. Песни Майкла Джексона сопровождали, прямо скажем “подпитывали” своей энергетикой, куражом, меня и многих других в самые ужасные и тяжкие времена конца восьмидесятых, первой половины девяностых годов.

Да, конечно, у нас был самый главный мотор – Битлз. Этот чистый, неиссякаемый оптимизм Битлз и сегодня всегда помогает. В грусти, думая о прошлом и будущем, что-то навевает…

“Yesterday, dont let me …”.

Задел, значит “Get back”, вообще любая битловская мелодия, хотя бы,

“Close your eyes and I`ll kiss you”
“Закрой глаза, и я поцелую тебя”.

И всегда они с нами, много самых разных, оптимистичных, лиричных песен, мелодий Биттлз, Маккартни и Леннона, которых не счесть.

И кем был Майкл Джексон в ряду ярко вспыхивающих, и как-то тихо-незаметно угасающих супер-звезд?

Запомни, до сердца песня дойдёт

Вторая половина двадцатого, первое десятилетие двадцать второго. Самая жесткая проверка на настоящее – время. Что осталось от всякой музыкальной дребедени 1960-2000-х годов? Ничего!

И тем более, точно также от российской. Не говоря уже о бедной (финансы, гонорары) нашей эстраде. Если она вообще есть.

Но вечная музыка есть!

БИТЛЗ – ценность всё, весь музыкальный фонд, песни все.

ABBA – практическим все песни, не устаревающие “Dancing queen”, “Thank You for the Music”, “Mamma Mia” и сотня других, на первый взгляд простых, но может не надо бояться сказать прямо, гениальных мелодий.

ФРЕДДИ МЕРКЬЮРИ – “We Are The Champions”. “The show must go on” “Don\’t Stop Me Now”, “Somebody To Love”, и еще около сотни нетленных песен.

ЭЛТОН ДЖОН – весь альбом “Goodbuy Yellow Brick Road” — “Прощай Желтая кирпичная дорога” (1973) и, пожалуй, более поздняя вещь “Candle in the Wind” — “Свеча на ветру”, посвященная принцессе Диане.

И все. Всякие мадонны, агилеры и прочие, никак не воспринимаются. Разве что, чисто визуально (да и то!) и, мелодиями никогда не запечатлеваются в нашей памяти.

И все?

– Нет!

Есть еще один музыкант!

МАЙКЛ ДЖЕКСОН – большинство песен, практически вся дискография прямым ходом в “золотой фонд современной музыки”.

Пять главных песен Майкла Джексона “Billie Jean”, “Thriller”, “Smooth Criminal”, “Black or White”, “They Don\’t Care About Us”.

Музыкальное родство, связь с Биттлз, Полом Маккартни очевидна. В конце 1982, Маккартни записал вместе с Джексоном песню The Girl Is Mine, вошедшую в знаменитый альбом Майкла “Thriller”, а в 1983 уже Джексон участвовал в записи песни Маккартини Say Say Say с альбома “Pipes Of Peace”, занявшей высшие места в хит-парадах США и Британии.

Пол Маккартни, на своем сайте, поместил сообщение: “Для меня было честью проводить время и работать с Майклом. Он был очень талантливым парнем с нежной душой. Его музыку будут помнить вечно, а мои воспоминания о времени, проведенном с ним вместе, будут счастливыми”.

Вместе с Джексоном от нас ушла, оторвалась как айсберг от нашего духовного материка, немалая часть нашего прошлого. Страшного и ужасного, веселого и нежного, оптимистичного. И подчас печального (например, песня You are not alone – Ты не одинок). Болезненно озабоченного своей внешностью, публичного. И страшащегося всего и вся.

Очень во многом, он – отражение самых глубинных черт современного человека. Надежд. Амбиций. Страхов.

Наверное, лучшая эпитафия самому странному и самому яркому музыканту последней четверти века – слова и музыка песни знавшего его. Нет, не из сотен околозвездного окружения. От Пола Маккартни, который вместе с ним создал ряд “вечных” вещей. И именно от нашего Пола Маккартни и есть от всех нас пацанов, лучшее наше слово – “Hey Jude”.

Hey Jude, don\’t make it bad.
Take a sad song and make it better.
Remember to let her into your heart,
Then you can start to make it better.

Хэй, Джуд, смени аккорд,
Грустной песне не дай
распеться.
Запомни: до сердца песня дойдёт,
Если пройдёт песня сквозь сердце.