Мент с “медной горы”

Около двух месяцев назад пресс-служба МВД сообщила: по итогам внеочередной аттестации из 25 457 сотрудников, прошедших аттестацию, 1140 рекомендованы к понижению в должности, 1227 — к переводу в другую службу, 1276 — к увольнению.

С выводами аттестационных комиссий согласились не все уволенные полицейские. Стражи мангистауского порядка, например, заявили, что являются профессионалами и решение аттестационной комиссии в отношении них несправедливо.

Внеочередная аттестация дала хорошую карту в руки некоторым руководителям региональных подразделений МВД, чтобы расправиться с неугодными подчиненными, признаются в кулуарах даже успешно прошедшие через решето квалификационного испытания сотрудники органов внутренних дел. Однако никто из уволенных или пониженных в должности пока не оспорил решение аттестационных комиссий в судебном порядке.

Так или иначе, МВД понесло серьезные кадровые потери.

Впрочем, от неугодных система избавлялась и без всяких аттестаций. Одним из ее жертв считает себя бывший начальник УВД г. Жезказгана подполковник Жомарт Абишев.

На пресс-конференции в столичном пресс-клубе “Альянс Казахстанских СМИ “Закон и правосудие” он рассказал о неравной борьбе за восстановление чести своего мундира, которую ведет уже более шести лет.

В органах внутренних дел он проработал свыше 20 лет, в том числе два года в Жезказгане, куда был назначен с такой же должности в г. Сатпаеве Карагандинской области.

Бывшие руководители ДВД Карагандинской области всегда предвзято относились ко мне”, — говорит подполковник.

Причины несостоявшихся отношений с начальством видит в том, что был слишком принципиален, жестко наказывал подчиненных за служебные провинности, избавился от нерадивых и нечистоплотных сотрудников, в том числе злоупотреблявших алкоголем, взяток не брал, перекрыл многие каналы хищений черного и цветного металлолома, который до его назначения из “медной горы” эшелонами уходили по всему свету. Более ста материалов было направлено в налоговые и судебные органы.

“Потом выяснил, что мои заместители тоже занимались коррупцией. Они продавали должности. Скажем, участковому надо получить звание, а зам. начальника УВД говорит ему: тащи согым. Бедолага несет взятку. Потом этот согым в Караганду уходит или еще куда. “Откатывали” водкой с закуской, видео-двойками, тройками. Я повыгонял многих”, — вспоминал на пресс-конференции экс-начальник УВД.

В отместку принципиальности и жесткости позиции жезказганского комиссара Каттани по пресечению преступного предпринимательства в городе, очищению рядов полиции от сотрудников, дискредитировавших правоохранительные органы, в область и Астану летели анонимные кляузы. Многочисленные проверки не нашли подтверждения. Тем не менее, несговорчивость “упертого” подполковника, видимо, раздражала областное руководство. Последней каплей в чаше его терпения стал следующий случай.

“По итогам работы за 2005 год меня вызвал начальник ДВД Карагандинской области и велел наладить схему доставки медной продукции в Караганду из Жезказгана. Сказал, чтоб я сколотил группу из верных людей, чтобы все было нормально, без всяких эксцессов и чтоб груз я сопроводил лично. Я отказался. Я всегда ходил ровно, и никакой там властный человек не мог меня склонить к противоправным действиям, тем более к преступлению”, — рассказывает Жомарт Абишев.

Ответная реакция руководства не заставила долго ждать. Оно сделало оргвыводы. Едва Абишев вернулся из областного центра, как оказался под прицелом проверяющих его деятельность комиссий, которых карагандинское его руководство направляло в Жезказган бригадами. Посыпались клеветнические анонимки. Полетели тревожные депеши в Астану: Абишев, мол, дискредитировал себя в должности начальника УВД, не справляется с задачами. О том, что негативное мнение о нем уже сформировано в глазах тогдашнего министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова, он понял, как только приехал в Астану. Дальше приемной его не пустили.

В мартовский день “чертовой дюжины” 2006 года приказом министра, с подачи начальника ДВД Карагандинской области, Жомарт Абишев был освобожден от занимаемой должности. Основание – коррупционные действия при распределении квартир сотрудникам УВД. Ничего более многочисленные проверяющие не “накопали”.

Оба рапорта лишенного должности подполковника на имя министра остались без ответа. С иском о восстановлении в должности он обратился в суд. По территориальной принадлежности МВД РК иск рассмотрел Алматинский районный суд г. Астаны. Решением от 1 июня 2006 года судья Б. Диханбаев удовлетворил исковое требование, приказы МВД и ДВД признал незаконными.

В суде вся подоплека квартирного вопроса рассыпалась, как карточный домик. К распределению квартир начальник УВД не имел никакого отношения, поскольку у него не было на то полномочий.

Собственником всех 25 квартир является корпорация “Казахмыс”. Согласно договору “О пользовании имуществом”, заключенному между “медным гигантом” и акиматом г. Жезказгана, для надлежащего обеспечения правопорядка участковыми инспекторами, распределением квартир для сотрудников УВД занимался наниматель, т.е. акимат. Таким образом, в бытность начальником УВД г. Жезказгана Абишева жильем были обеспечены 22 сотрудника отдела общественной безопасности (ООБ) — участковые инспектора, а также старший инспектор ООБ майор полиции С. Ибраева, зам. начальника ООБ капитан полиции Е. Аждаров и начальник ООБ подполковник полиции Т. Калменов. Никто из руководства УВД и сотрудников других подразделений квартиры не получил, да и не мог на них претендовать априори, так как жилье “Казахмыс” выделил только работникам отдела общественной безопасности, и они были распределены строго по целевому назначению.

Радоваться бы руководству областного ДВД, что с приходом нового начальства в Жезказганское УВД была решена жилищная проблема участковых инспекторов, до этого много лет мыкавшихся с семьями по съемным углам да по родственникам. Ведь и результат не замедлил сказаться: в городе резко снизилась криминогенная ситуация, повысилась общественная безопасность. (Аким города даже представление в областной ДВД написал о награждении Абишева орденом “Отан”. Орден он не получил, зато представление городского главы, по словам подполковника, вызвало крайнее недовольство у областного руководства).

Не согласившись с вердиктом Алматинского районного суда, ответчики – МВД и ДВД Карагандинской области – обжаловали его в апелляционном порядке. Решение первой инстанции городской суд Астаны оставил без изменения.

Однако МВД не спешило исполнять судебный вердикт. Не помогли даже предписания комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК и Генеральной прокуратуры. В своем ответе Генпрокуратуре юридический департамент МВД свалил с больной головы на здоровую: приказ о восстановлении в должности Абишева, дескать, готов, но из-за его нахождения на стационарном лечении “ознакомить с приказом не представилось возможным”.

Как оказалось, МВД ввело в заблуждение главный надзорный орган. На самом же деле, пока Абишев судился и болел, в поисках нового компромата бригады проверяющих вновь отправились в Сатпаев и Жезказган.

6 сентября 2006 года ему сообщили: вызывает министр. Оказалось, не глава МВД его ждал, а “ковер” дисциплинарного совета. Абишева вновь заподозрили в коррупционном правонарушении, выразившегося в том, что он, якобы, оказал предпочтение ТОО “Олимп”, укрыв материалы по цветному лому. Здесь же Абишеву стало известно, что по результатам своего служебного расследования этого факта Карагандинский ДВД возбудил в отношении него уголовное дело. На основании представления дисциплинарного совета выходит приказ об очередном увольнении Абишева.

Опять он обжалует приказ в судебном порядке.

По словам самого Абишева, ответчики сфальсифицировали официальное постановление, которое вынесли работники службы собственной безопасности ДВД области по отказным материалам в отношении незаконного предпринимательства ТОО “Олимп”. В суде факт незаконного предпринимательства не был доказан. Согласно справке налогового управления по г. Жезказгану, ТОО “Олимп” как хозяйствующий субъект зарегистрирован с 17 мая 2001 года. Основными видами его деятельности являются оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов, услуги терминалов. Тем не менее судья Жусупова отказывает Абишеву в исковых требованиях.

Вердикт суда первой инстанции он обжаловал во всех последующих, вплоть до Верховного — и везде отказ. МВД, комитет по правовой статистике не предоставляют запрашиваемые им материалы, суды, которые обязаны были запросить их по своей инициативе для объективности расследования, как ни странно, не делают этого.

В возбуждении уголовного дела в отношении Абишева было отказано за отсутствием состава преступления, в отношении Пугачева, заместителя директора ТОО “Олимп” — то же самое.

И снова исковое заявление в суд – уже по вновь открывшимся обстоятельствам. И снова – отказы. Исковое заявление по возбуждению уголовного дела у Абишева даже не принимают. Отказали в приеме все сменившие друг друга за эти шесть лет министры внутренних дел.

— К сожалению, в нашей системе кто первым докладывает, тот и прав. Как будто за моим делом стоит кто-то и гасит все, — подытожил свой рассказ на пресс-конференции экс-начальник УВД г. Жезказгана подполковник Жомарт Абишев.

Через СМИ он обратился к Президенту Казахстана. Чтобы его правда “вышла наружу”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена