В Астане началась масштабная акция по принудительному выселению дольщиков

Галия Болегенова, председатель ЖСК “Право на жилье – Астана”, подробно освещает данную ситуацию

Назначенное на полдень 28 января интервью с председателем жилищно-строительного кооператива (ЖСК) ““Право на жилье – Астана” Галией Болегеновой не состоялось. В столичном жилом комплексе Алтын гасыр” произошли события, которые у его участников и очевидцев вызвали шок. В этот день, с утра, судоисполнители при поддержке представителей правоохранительных органов Астаны начали принудительное выселение дольщиков из самовольно занятых ими квартир. В этот день на улице стоял мороз 28 градусов.

— Ужас, что там сегодня творилось, — поделилась Галия впечатлениями от произошедшего. — Как после этого народ может доверять органам власти? Они действуют только силовыми методами, вышвыривают вещи, детей, стариков, женщин. Судоисполнители на помощь пригласили работников ДВД, пожарников. Отключили лифты, чтобы не было доступа туда никому, закрыли входные двери. Меня не впустили, хотя я, как председатель общественной организации, представляю третью сторону.

Что сделал сегодня один мужчина – это уму непостижимо. Он сначала ремнями привязал себя к батарее. Когда его развязали, он стал ремень затягивать на своей шее.

Мы сделали обращение в комитет по исполнению судебных решений Астаны, чтоб приостановили выселение. На улице не май месяц, должен же, в конце концов, быть какой-то гуманизм. Такие репрессивные методы ни к чему хорошему не приведут. На ровном месте они разжигают социальное противостояние.

— Насколько мне известно, жители Астаны, вложившие свои денежные средства в строительство жилых комплексов с долевым участием и по договору с застройщиком имеющие право на приобретение двух и более квартир, уже получили по одной квартире. То есть правительство, приняв постановление от 1 апреля 2010 года, которое более известно как постановление “Одни ключи – в одни руки”, выполнило свое обещание. А как же с другими квартирами, ведь деньги-то дольщикам за две и более квартир никто не вернул и не собирается этого делать?

— Постановление правительства никто не отменял, согласно ему, каждый дольщик должен был получить по одной квартире в домах, которые достраивало ТОО “Жана курылыс” за счет государственных денег. Как известно, из республиканского бюджета на эти цели было выделено 17 млрд. 200 млн. тенге. На сегодня все дольщики, которых “кинули” недобросовестные застройщики, получили по одной квартире – всего 408 человек.

Когда в 2008 году грянул кризис, рухнул и рынок долевого строительства. Кто-то из недобросовестных застройщиков ударился в бега, кто-то был осужден за хищение денежных средств дольщиков и злоупотребления. Но все это время с них по решению судов взыскивали их арестованное имущество и реализовали его через судебных исполнителей. В итоге набрали сумму в 2,3 млрд. тенге. Кроме того, кое-какие средства остались у “Жана курылыс”. На основании протокола заседания государственной комиссии по вопросам организации экономики РК от 21 сентября 2012 года, которую возглавлял бывший премьер-министр Карим Масимов, по предложению акимата Астаны, было принято решение относительно проблемных вопросов дольщиков, вложивших средства в строительство двух и более квартир. Речь идет о строительстве нового 12-этажного дома.

Организацию, проектирование и подготовку соответствующих документов поручили ТОО “Жана курылыс”. Дом будет строиться на левом берегу, за торгово-развлекательным центром “Хан шатыр” на средства самих дольщиков, то есть на те деньги, которые были взысканы за счет реализации имущества недобросовестных застройщиков.

— То есть, Вы хотите сказать, что проблема решается? Так в чем же дело? Почему некоторые дольщики, уже получившие по одной квартире, все-таки пошли на самозахват вторых квартир?

— Да, в принципе, в этой части проблема решается. Но есть одно “но”. Дело в том, что по одной квартире получили те дольщики, строительство жилых комплексов которых на момент кризиса было начато, но не завершено. Однако, кроме них, в Астане есть другая категория дольщиков. Это те, кто вложил свои деньги в жилые объекты, но строительство их к тому моменту даже не было начато. В строительство этих жилых комплексов из бюджета деньги не выделялись. Чтобы решить их проблему, несколько квартир в домах, построенных на бюджетные средства, были распределены им. Однако туда самовольно вселились те, кто уже получил по одной квартире, и они не хотят добровольно выселяться из них, хотя есть судебные решения. По сообщению департамента судоисполнителей, выселению из самозахваченных квартир подлежат 36 семей.

Хотела бы подчеркнуть: изначально задача была – обеспечить всех дольщиков хотя бы единственным жильем. А потом уже решать по вторым-третьим-четвертым квартирам. Это как раз то, чем наша общественная организация сейчас занимается в сотрудничестве с акиматом города.

— А что говорят сами дольщики?

— Среди 408 дольщиков 80 процентов — это те, кто уже вступил в “Право на жилье – Астана”. Они согласны ждать окончания строительства нового жилого комплекса на Левобережье, это займет где-то полтора года.

Проблема только с самозахватчиками. До сегодня никто с ними не работал. Их взяли и лбами столкнули. “Жана курылыс” при распределении тоже не учитывал некоторые обстоятельства. В частности, что эти квартиры были взяты в ипотеку, что они находятся в залоге у банков, что никто не сможет оформить на нее право собственности, кроме человека, на которого она была оформлена ранее. Пока весь долг не погасят, ни на кого ее оформлять не будут. Как могли на такую квартиру распределить другого человека? То есть работу провели безалаберно, внесли много путаницы.

Теперь наша задача – поставить все на свои места. В принципе, люди понимают, они адекватны. Они говорят: мы столько лет ходили, писали, митинговали, судились, а сейчас мы хотим спокойно и мирно жить, работать, воспитывать детей, поэтому согласны подождать еще немного.

— В чем, на Ваш взгляд, выход из ситуации, когда пошла волна принудительного выселения самозахватчиков? Все-таки на дворе пик холодного времени года.

— Я считаю, что между дольщиками, которые самовольно вселились во вторые и третьи квартиры, и теми, кого туда распределили, должны произойти какие-то договорные отношения – договор мены, договор переуступки и т.д. Например, тот человек остается на захваченной квартире, а на его квартиру в новом доме на левом берегу переходит тот, кого распределили, потому что он согласен дождаться этой квартиры.

— Другими словами, люди устали от конфликтов и хотят мирно урегулировать отношения между собой, даже без вмешательства судоисполнителей?

— Да. Но есть еще одна проблема. Начались выселения. Хотя изначально, когда мы проводили “круглый стол”, заместитель председателя комитета по исполнению судебных актов в Астане Сергей Ли обещал, то до апреля 2013 года никто никого не тронет. Но, как мы убеждаемся, слов своих судоисполнительный орган не сдержал, и они не дают даже времени решить проблему путем переговоров дольщиков между собой.

Никто никого не хочет слушать – вот в чем проблема. Дайте людям время, чтобы они между собой заключили мировые соглашения, зачем вмешиваться силовыми методами. Два физических лица могли бы между собой договориться.

Противостояние, на мой взгляд, стало возможным еще и потому, что с самого начала со стороны органов государственной власти не было нормальной разъяснительной работы. Если бы изначально людям объяснили, что, получив по одной квартире в достроенных на бюджетные средства жилых комплексах, то есть, решив задачу номер один, правительство, акимат по любому будет решать и вторую – за счет нового комплекса на хорошем земельном участке, в экологически чистом районе предоставят им по второй и более квартирам, — думаю, этого бы не произошло. Никто им этого не объяснил по-человечески.

Мы предлагаем дольщикам, что из сложившейся ситуации есть только два выхода: либо вы договариваетесь с претендентом на вашу квартиру, либо, если человек ни в какую не соглашается, тем более, если есть решение суда, вы должны освободить самовольно занятую квартиру без шума, потому что у вас есть уверенность, что вы получите вторую квартиру. Вопрос – во времени, надо переждать эти полтора года. Наберитесь терпения. А проклятиями, шумом, кровью, потерянным здоровьем вы не обретете покой в этих квартирах.

***

28 января силовыми методами из ЖК “Алтын гасыр” были выселены три семьи. 30 января из ЖК “Европейский” — две. В ход тоже пошли кулаки. Выселение из третьей квартиры не состоялось: дольщик-“самозахватчик” и претендент на квартиру договорились между собой, что первый освободит квартиру после окончания отопительного сезона.

Сегодня, 31 января, “акция” судоисполнителей по принудительному выселению дольщиков продолжится в ЖК “Байконур”…

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.